Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дата опубликования: 24 мая 2011 г.

Краснодарский краевой суд

Судья Афонькина А.И. № 33-5135/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«15» марта 2011 года г.Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

Председательствующего Блинникова Л.А.

и судей Комбаровой И.В., Малахай Г.И.

при секретаре Плиевой А.В.

по докладу судьи Комбаровой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Пономаревой Натальи Михайловны и ее представителя по доверенности Кашафутдинова М.А. от 08 февраля 2011 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Пономарева Наталья Михайловна обратилась в суд с иском к администрации города Сочи о предоставлении жилого помещения в виде однокомнатной квартиры на состав семьи один человек, мотивировав свои требования тем, что является собственником 1/3 доли однокомнатной <адрес обезличен> в <адрес обезличен> общей площадью <данные изъяты>., жилой площадью <данные изъяты>.м. Строение является бараком постройки 1934 года и в 1978 году износ дома составлял 69%, в связи с чем решениями горисполкома <адрес обезличен> он признан ветхим, непригодным для проживания и подлежащим сносу, однако несмотря на принятые решения об отселении жильцов дома и заключение межведомственной комиссии <адрес обезличен> от дата обезличена о признании барака аварийным и подлежащим сносу, утвержденное распоряжением главы администрации <адрес обезличен> -р от дата обезличена, до настоящего времени расселение жильцов не произведено.

Представитель администрации г.Сочи Невдах Т.П. возражала против удовлетворения исковых требований, подтвердив, что <адрес обезличен> признан аварийным, на администрацию <адрес обезличен> возложена обязанность направить собственникам жилых помещений распоряжение с требованием о его сносе в течение шести месяцев. При отселении предоставляется равнозначное по общей площади жилое помещение и решением суда отцу Пономаревой Н.М. Кашафутдинову М.А., также собственнику 1/3 доли <адрес обезличен>, администрация <адрес обезличен> обязана предоставить однокомнатную квартиру.

Решением Центрального районного суда <адрес обезличен> от дата обезличена в удовлетворении исковых требований Пономаревой Натальи Михайловны к администрации города Сочи о предоставлении жилого помещения по социальным и жилищным нормам на состав семьи 1 человек в виде однокомнатной квартиры отказано.

В кассационных жалобах Пономарева Н.М. и ее представитель Кащафутдинов М.А. просят отменить решение суда, указывая на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда материалам дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы, обсудив ее доводы и выслушав представителя Пономаревой Н.ВМ по доверенности Кашафутдинова М.А., поддержавшего кассационные жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Материалами дела установлено, что собственниками однокомнатной <адрес обезличен> общей площадью <данные изъяты>.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты>.м., в <адрес обезличен> являются Пономарева Н.М., ее отец Кашафутдинов М.А. и мать Пономарева Т.М., каждый по 1/3 доли дома.

В соответствии с ч.8 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Вместе с тем действие утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года №46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. В силу п.49 Положения орган местного самоуправления в пределах своей компетенции издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации <адрес обезличен> от дата обезличена -р жилой многоквартирный <адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу; администрации <адрес обезличен> поручено направить собственникам жилых помещений требование о его сносе в течение шести месяцев и принять меры по включению граждан, занимающих помещения в многоквартирном <адрес обезличен>, в списки нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в связи с признанием жилого дома непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, при наличии оснований постановки на такую очередь.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из их постановки на учет.

Как следует из материалов дела, Пономарева Н.М. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит и малоимущей не является.

Однако Федеральным законом от дата обезличена №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» создана государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Данный Фонд рассматривает предоставленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Рассмотрение Фондом заявок субъектов Российской Федерации осуществляется по мере их поступления.

Судом установлено, что администрацией <адрес обезличен> составлен перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу на территории <адрес обезличен>, куда входит и <адрес обезличен>, и дата обезличена список направлен в Департамент жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен> для включения в заявку края в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на предоставление в 2010 году финансовой поддержки для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Отказывая Пономаревой Н.М. в иске о предоставлении жилого помещения в виде однокомнатной квартиры, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что указанное законоположение носит компенсационный характер и не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий истца, поэтому не может рассматриваться как нарушающее ее конституционные права.

Учитывая, что в силу ч.2 ст.57 ЖК РФ перечень оснований для предоставления жилых помещений по договору социального найма является исчерпывающим и распространяется только на лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, данная норма закона неприменима в отношении требований Пономаревой Н.М.

Согласно разъяснениям, содержащимся в определении Конституционного Суда РФ от дата обезличена -О, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Тот факт, что жилой <адрес обезличен> в <адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу, не предусматривает обязанность администрации <адрес обезличен> предоставления истцу отдельной благоустроенной квартиры по социальным нормам, поскольку в соответствии с ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст.ст.86-88 ЖК РФ ( в том числе, в связи со сносом дома, признанием его непригодным для проживания) другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что Пономарева Н.М. имеет право на получение жилого помещения не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома, поэтому предоставляемое жилье должно быть равнозначно по общей площади ранее занимаемому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. В силу ст.55 ЖК РФ данные граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Судом также учтено, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Сочи администрация города Сочи обязана предоставить отцу Пономаревой Н.М. Кашафутдинову М.А. равнозначную однокомнатную благоустроенную квартиру в <адрес обезличен>.

Доводы кассационных жалоб о том, что выводы суда не соответствуют материалам дела, несостоятельны, поскольку суд в полной мере проверил все обстоятельства дела и исследовал представленные сторонами доказательства, которым дана надлежащая оценка.

Ссылка в жалобах на действия строительной фирмы ООО «Донстрой» не имеют значения для рассматриваемого гражданско-правового спора.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Таким образом, судебная коллегия признает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными. Оснований для отмены решения по доводам, изложенным в жалобах, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда от 08 февраля 2011 года по иску Пономаревой Натальи Михайловны к администрации города Сочи о предоставлении жилого помещения – оставить без изменения, кассационные жалобы Пономаревой Н.М. и ее представителя по доверенности Кашафутдинова М.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: