Решение
Дата опубликования: 24 мая 2011 г.
Краснодарский краевой суд
Судья – Власенко В.А. Дело № 33-6721/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«21» апреля 2011 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Дунюшкиной Н.В., Диянова С.П.
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.
при секретаре Подгорновой Е.С.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации города Сочи Буниной Е.А., действующей на основании доверенности, на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 22 февраля 2011 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Хостинского района г. Сочи Краснодарского края обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Сочи по неоформлению и последующему предоставлению МУП г. Сочи «Ритуальные услуги населению» на праве хозяйственного ведения земельных участков для размещения мест погребений умерших граждан на территории Хостинского района г. Сочи, а также по неосуществлению приведения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями фактически используемых под захоронение умерших граждан кладбищ Хостинского района г. Сочи и обязании администрации города Сочи в срок до 01.06.2011 г. осуществить оформление и последующее предоставление на праве хозяйственного ведения земельных участков для размещения мест погребений умерших граждан на территории Хостинского района г. Сочи МУП г. Сочи «Ритуальные услуги населению», а также привести в соответствие с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями фактически используемые под захоронение умерших граждан кладбища Хостинского района г. Сочи.
В судебном заседании помощник прокурора Хостинского района г. Сочи Бобырев Р.И. уточнил ранее заявленные требования и просил признать незаконным бездействие администрации города Сочи по неоформлению и последующему предоставлению в соответствии с действующим земельным законодательством земельных участков для размещения мест погребений умерших граждан на территории Хостинского района г. Сочи МУП г. Сочи «Ритуальные услуги населению», а также по неосуществлению приведения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями фактически используемых под захоронение умерших граждан кладбищ Хостинского района г. Сочи и обязать администрацию города Сочи в срок до 01.06.2011 г. осуществить оформление и последующее предоставление в соответствии с земельным законодательством земельных участков для размещения мест погребений умерших граждан на территории Хостинского района г. Сочи МУП г. Сочи «Ритуальные услуги населению», а также привести в соответствие с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями фактически используемые под захоронение умерших граждан кладбища Хостинского района г. Сочи.
В обоснование своих требований указал, на то, что во исполнение задания прокуратуры Краснодарского края прокуратурой Хостинского района г. Сочи проведена проверка соблюдения федерального законодательства при захоронении умерших граждан за 2006-2010 гг., в ходе которой установлено, что на территории Хостинского района г. Сочи расположено 13 муниципальных общественных кладбищ. Из них фактически эксплуатируется 12. Муниципальное общественное кладбище по <адрес обезличен> не используется. Иных мест захоронения на поднадзорной: территории не имеется. Указанные 12 кладбищ находятся на территории сельских поселений Хостинского района г. Сочи. С 2006 года по 2010 год по сведениям ОЗАГС Хостинского района г. Сочи на территории Хостинского района г. Сочи зарегистрировано <данные изъяты> факта смерти. Несмотря на неоднократное направление в адрес главы муниципального образования город-курорт Сочи руководителем МУП г. Сочи «Ритуальные услуги населению» заявлений о необходимости предоставления земельных участков, занимаемых муниципальными кладбищами на территории Хостинского района г. Сочи для размещения мест погребения - общественных муниципальных кладбищ на территории Хостинского района г. Сочи, земельные участки органом местного самоуправления не предоставлены.
В судебном заседании помощник прокурора Хостинского района г. Сочи Бобырев Р.И. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель администрации г. Сочи Бунина Е.А. заявленные требования не признала.
Представитель заинтересованного лица МУП г. Сочи «Ритуальные услуги населению» в судебном заседании не участвовал.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 22 февраля 2011 года заявление прокурора Хостинского района г. Сочи удовлетворено.
Признано незаконным бездействие администрации города Сочи, выразившееся в неосуществлении оформления и последующего предоставления в соответствии с действующим земельным законодательством земельных участков для размещения мест погребений умерших граждан на территории Хостинского района г. Сочи МУП г. Сочи «Ритуальные услуги населению», а также по неосуществлению приведения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями фактически используемых под захоронение умерших граждан кладбищ Хостинского района г. Сочи.
Суд обязал администрацию города Сочи в срок до 01.06.2011 г. осуществить оформление и последующее предоставление в соответствии с земельным законодательством земельных участков для размещения мест погребений умерших граждан на территории Хостинского района г. Сочи МУП г. Сочи «Ритуальные услуги населению», а также привести в соответствие с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями фактически используемые под захоронение умерших граждан кладбища Хостинского района г. Сочи.
В кассационной жалобе представитель администрации города Сочи Бунина Е.А. ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного постановления. В обоснование своих доводов ссылается на то, что доводы прокурора о бездействии администрации города Сочи необоснованны. Указывает, что именно муниципальному образованию как собственнику принадлежит право распоряжаться земельными участками, на которых располагаются муниципальные кладбища.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит снований к отмене решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что во исполнение задания прокуратуры Краснодарского края прокуратурой Хостинского района г. Сочи проведена проверка соблюдения федерального законодательства при захоронении умерших граждан за 2006-2010 гг.
В ходе проверки установлено, что на территории Хостинского района г. Сочи расположено 13 муниципальных общественных кладбищ, из них фактически эксплуатируется 12. Муниципальное общественное кладбище по <адрес обезличен> не используется. Иных мест захоронения на поднадзорной территории не имеется. Указанные 12 кладбищ находятся на территории сельских поселений Хостинского района г. Сочи.
С 2006 года по 2010 год по сведениям ОЗАГС Хостинского района г.Сочи на территории Хостинского района г. Сочи зарегистрировано <данные изъяты> факта смерти.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
На основании ч. 2 ст. 15 указанного Закона решение о создании муниципальных мест погребения принимается органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.
Частью 4 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также частью 5 ст. 17 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 г. № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» определено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Однако как достоверно установлено судом, несмотря на неоднократные заявления МУП г. Сочи «Ритуальные услуги населению» в администрацию города Сочи о необходимости предоставления земельных участков, занимаемых муниципальными кладбищами на территории Хостинского района г. Сочи, для размещения мест погребения - общественных муниципальных кладбищ на территории Хостинского района г. Сочи в нарушение указанных требований закона органом местного самоуправления не предоставлялись.
Также судом установлено, что прокуратурой Хостинского района г.Сочи совместно со специалистом ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г. Сочи и специалистом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проведена выездная проверка соответствия требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства используемых на территории Хостинского района г. Сочи муниципальных общественных кладбищ. По результатам проверки установлены нарушения санитарных правил и норм и требований природоохранного законодательства на 6 кладбищах: в <адрес обезличен>.
Вышеуказанные обстоятельства повлекли возникновение неблагоприятной санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки на муниципальных кладбищах Хостинского района г. Сочи.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Исследовав и оценив указанные доказательства суд, с учетом названных норм права, пришел к выводу о том, что неосуществление оформления и предоставления земельных участков для размещения мест погребений умерших граждан, а также неосуществление приведения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями фактически используемых под захоронение умерших граждан кладбищ, нарушает требования ФЗ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также влечет неблагоприятное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются аналогичными мотивам возражений администрации города Сочи на заявленные требования, которым дана оценка с изложением соответствующих выводов, которые судебная коллегия считает правильными.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения суда указание на срок, до которого орган местного самоуправления обязан совершить определенные действия, поскольку в судебном постановлении отсутствуют мотивы принятого в этой части судом решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 22 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя администрации города Сочи Буниной Е.А. - без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 22 февраля 2011 года указание на срок (до 01.06.2011 г.), до которого администрация города Сочи обязана осуществить оформление и последующее предоставление в соответствии с земельным законодательством земельных участков для размещения мест погребений умерших граждан на территории Хостинского района г. Сочи МУП г. Сочи «Ритуальные услуги населению», а также привести в соответствие с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями фактически используемые под захоронение умерших граждан кладбища Хостинского района г. Сочи.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
