Решение
Дата опубликования: 23 мая 2011 г.
Ростовский областной суд
Судья Полиева О.М. дело №33-6552
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 мая 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Сидоренко О.В.
Судей Жиляевой О.И., Баташевой М.В.
При секретаре Булгаровой И.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по кассационной жалобе Ирхина А.И. на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 23.03.2011 года,
УСТАНОВИЛА:
Ирхин А.И. обратился в суд с иском к Таганрогской таможне о признании права на льготное исчисление выслуги лет.
В обоснование поданного иска истец указал, что является сотрудником Таганрогской таможни и занимает должность ведущего инспектора отдела таможенной охраны, имеет специальное звание «майор таможенной службы».
В период с 11.12.1994 года по 24.04.1995 года Ирхин А.И. принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики в составе в\ч «…». Военным комиссариатом Ростовской области ему выдано удостоверение «Ветеран боевых действий».
01.02.2011 года истец обратился к ответчику с заявлением, в котором указал, что принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики и просил отправить его документы для согласования льготной выслуги лет в отдел пенсионного обеспечения Южного таможенного управления.
Однако, ему был дан ответ, что в соответствии с п. 5 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года №941 период его службы с 11.12.1994 года по 24.04.1995 года на территории Чеченской Республики подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении. В связи с чем, ему было отказано в зачете спорного периода военной службы в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Истец с таким решением не согласился и обратился в суд с настоящим иском.
Ирхин А.И. просил суд признать за ним право на зачет в выслугу лет для назначения пенсии как сотруднику таможенных органов периода срочной военной службы с 11.12.1994 года по 24.04.1995 года на территории Чеченской Республики на льготных условиях, из расчета один месяц службы за три месяца.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 23.03.2011 года в удовлетворении исковых требований Ирхину А.И. было отказано.
В кассационной жалобе Ирхин А.И. просит решение суда отменить.
В обоснование своего несогласия с решением суда кассатор указывает, что при вынесении решения судом 1-й инстанции не учтено, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей в Российской Федерации осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей, что прямо предусмотрено ст. 50 Федерального закона РФ от 21.07.1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
В соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года №4468-1 для тех категорий лиц, на которые распространяется данный закон, предусмотрен такой вид пенсионного обеспечения, как пенсия за выслугу лет.
Положениями указанного закона установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет засчитывается, в т.ч. военная служба, время же прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет в этом случае определяется Правительством РФ.
В соответствии с п.п. «б» п. 3 Порядка исчисления выслуги лет…, утвержденного постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993 года №941 в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях засчитывается один месяц службы за три месяца время службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии … в период боевых действий; в других странах, где велись боевые действия, если военнослужащие (в том числе проходившие службу по призыву) … принимали участие в этих действиях с 1.12.1979 года.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 02.02.1998 года №103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах РФ, и их семьям» действие выше названного Постановления Совета Министров –Правительства РФ распространено на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета РФ и имеющих специальные звания с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах.
По мнению кассатора, суд 1-й инстанции указанные положения действующего законодательства не учел.
Кроме того, не учел суд 1-й инстанции и положения Закона РФ от 21.01.1993 года №4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», в соответствии с которым военнослужащим, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж из расчета один месяц военной службы за три месяца. Действие данного закона распространено на лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений МВД РФ, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя кассатора, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона РФ от 21.07.1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации. Организация пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов и членов их семей возлагается на пенсионную службу Федеральной таможенной службы.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов определяется Положением об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 года №103.
Подпунктом «а» пункта 2 указанного Положения предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются: исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" время службы (работы): в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы; в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, установленных Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации; время, указанное в статье 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" и т.д.
В постановлении Совета Министров –Правительства РФ от 22.09.1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» дан исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми лицам, проходившим военную службу по призыву, время службы засчитывается в льготном исчислении.
При рассмотрении дела по существу судом 1-й инстанции установлено, что Ирхин А.И. является сотрудником Таганрогской таможни, занимает должность ведущего инспектора отдела таможенной охраны Таганрогской таможни, имеет специальное звание «майор таможенной службы».
Из материалов дела видно, что Ирхин А.И. в период прохождения срочной военной службы с 11.12.1994 года по 24.04.1995 года принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики в составе в\ч «…», в настоящее время является ветераном боевых действий.
На 01.02.2011 года выслуга лет истца в таможенных органах по подсчету ответчика составила 18 лет 07 месяцев 28 дней. При этом, период его срочной военной службы на территории Чеченской Республики включен в выслугу лет в календарном исчислении.
С таким подсчетом выслуги лет истец не согласился, в связи с чем, обратился в суд настоящим иском.
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд 1-й инстанции пришел к выводу о том, что оснований к исчислению спорного периода времени в льготном порядке (1 месяц за 3 месяца) не имеется.
Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными.
Как уже указывалось, порядок исчисления выслуги лет для назначения сотрудникам таможенных органов регулируется постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 года №103 и постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 года №941.
Так, п.п. «б» п. 3 постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 года №941 определены периоды, подлежащие включению в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, льготном исчислении из расчета один месяц за три месяца.
Из анализа указанного подпункта следует, что время военной службы по призыву в составе войсковых частей, принимавших участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики, к числу, подлежащих исчислению в льготном порядке при назначении пенсии не отнесено.
Не отнесен этот период службы к числу, подлежащих льготному исчислению (1 месяц службы за 2 месяца, 1 месяц службы за полтора месяца) и другими нормами, как указанного постановления, так и применяемого наравне с ним постановления Правительства РФ от 02.02.21998 года №103.
В соответствии с п. 5 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года №941 установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд 1-й инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у истца права на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии.
Доводы кассатора о том, что суду при разрешении спора следовало учесть, что спорный период времени подлежал включению в выслугу лет в льготном исчислении, как служба в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, в советских партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий либо как служба на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, в соответствии с п.п. «б» п. 3 постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 года №941, судебная коллегия отклоняет, поскольку в указанных случаях речь идет о службе в воинских частей в составе действующей армии периода Великой Отечественной войны, во втором – о службе на территории иностранных государств, где велись боевые действия.
Доводы кассатора о том, что суд 1-й инстанции не обоснованно не принял во внимание положения Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходивших военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» судебная коллегия отклоняет по тем основаниям, что льготный порядок исчисления военной службы в данном случае, как следует из ст. 5 названного Закона, предусмотрен только для военнослужащих, проходивших военную службу по контракту.
Изучение материалов дела не дает оснований признать состоятельными доводы кассационной жалобы для отмены решения суда. В решении суда отражены указанные истцом в подтверждение своей позиции доводы и судом дана оценка установленному в результате их проверки.
Доводы кассационной жалобы направлены к иной оценке собранных по делу доказательств и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда и нуждающиеся в дополнительной проверке. Никаких нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 23.03.2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ирхина А.И. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
