Решение
Дата опубликования: 23 мая 2011 г.
Волгоградский областной суд
Судья: Ненад И.А. Дело №33-6235/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 мая 2011 года г.Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Малышевой И.А.
судей: Федоренко И.В., Серышевой Н.И.
с участием прокурора Мещеряковой Л.В.
при секретаре Архадыкове В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федоренко И.В.
гражданское дело по кассационной жалобе Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области на решение Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 07 апреля 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Бубнова Сергея Владимировича к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области о восстановлении на работе, взыскании заработной латы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Признать приказ №15-к председателя Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 14 февраля 2011 года об увольнении Бубнова Сергея Владимировича незаконным.
Восстановить Бубнова Сергея Владимировича на работе в Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (Облкомприрода) в должности заместителя начальника Управления экологической безопасности-начальника отдела государственного экологического контроля с даты увольнения, то есть с 14 февраля 2011года.
Взыскать с Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (Облкомприрода) в пользу Бубнова Сергея Владимировича компенсацию морального вреда в сумме 5000 (пять тысяч) рублей, отказав в удовлетворении исковых требований в части взыскания компенсации морального вреда и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
УСТАНОВИЛА:
Бубнов С.В. обратился в суд с иском к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области о признании приказа об увольнении незаконными, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование указал, что работал на должности заместителя начальника Управления экологической безопасности - начальника отдела государственного экологического контроля Комитета, с выполнением функций и задач по организации и обеспечению государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и экологической безопасности на территории Волгоградской области. Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 7 декабря 2010 года №1861 «О внесении изменений в постановление Главы Администрации Волгоградской области от 6 ноября 2009 года №1334 «Об утверждении структуры и штатной численности Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области», была утверждена новая структура и штатное расписание Комитета, и Комитету постановлено провести организационно-штатные мероприятия, в соответствии с действующим законодательством.
13 декабря 2010 года он получил уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности, при этом ему была предложена единственная нижестоящая должность консультанта отдела государственного экологического контроля Управления экологической безопасности, одновременно по должности являющегося государственным инспектором, которую планировали закрепить за Дубовским и Ольховскими муниципальными районами Волгоградской области.
11 февраля 2011 года на заседании комиссии по проведению организационно-штатных мероприятий в Комитете ему, в нарушение ч.7 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеющему преимущественное право на замещение должности гражданской службы, без соответствующих на то оснований, и в нарушение требований действующего законодательства о труде, не были предложены все вакансии должностей в соответствии со штатным расписанием Комитета, соответствующие его квалификации, и в первую очередь должность начальника отдела государственного экологического контроля, как непосредственному руководителю отдела государственного экологического контроля, имеющего высокие результаты профессиональной служебной деятельности, поскольку 10 февраля 2011 года комиссией по проведению организационно-штатных мероприятий в Комитете, замещение вакантной должности начальника отдела организации мониторинга травления экологической безопасности было предложено занять с 15 февраля 2011г. его подчиненному Шишкунову В.М.
Полагает, что увольнение произведено с нарушением трудового законодательства, так как в результате организационно - штатных мероприятий в Управлении экологической безопасности, имелись вакансии должностей: начальника отдела государственного экологического контроля, заместителя начальника отдела государственного экологического контроля и должность консультанта отдела государственного экологического контроля, а также и другие вакансии в Комитете, соответствующие его квалификации, однако данные должности были «зарезервированы» его подчиненными, что считает недопустимым.
Просил суд восстановить его на работе в должности заместителя начальника Управления экологической безопасности - начальника отдела государственного экологического контроля Комитета со дня увольнения, взыскать сумму за время вынужденного прогула по день вынесения решения судом, а также компенсацию морального вреда, так как он испытывает нравственные страдания.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного решения и просит его отменить.
Проверив материалы дела по доводам кассационной жалобы, выслушав представителя Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды – Резникова А.С., поддержавшего жалобу, возражения на жалобу Бубнова С.В., заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Мещеряковой Л.В., полагавшей, что решение является законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе.
При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.
При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 указанного Федерального закона.
Согласно п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При разрешении спора судом установлено, что приказом председателя Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (далее - Комитет) от 2 февраля 2009 года №1-к, в порядке перевода из Комитета государственного контроля в сфере природопользования Администрации Волгоградской области, Бубнов С.В. был принят на должность - заместителя начальника Управления экологической безопасности - начальника отдела государственного экологического контроля Комитета, с выполнением функций и задач по организации и обеспечению государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и экологической безопасности на территории Волгоградской области.
Являясь заместителем начальника Управления экологической безопасности Комитета, Бубнов С.В. одновременно являлся начальником отдела государственного экологического контроля и старшим государственным инспектором Волгоградской области по охране природы, экологическому контролю, контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 7 декабря 2010г. №1861 «О внесении изменений в постановление Главы Администрации Волгоградской области от 6 ноября 2009 года № 1334 «Об утверждении структуры и штатной численности Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области» в структуру и штатную численность Комитета, в пределах выделенных на 2011 год ассигнований, были внесены следующие изменения:
Введен в структуру Комитета сектор взаимодействия со средствами массовой информации с подчинением председателю Комитета.
Выведена из отдела экономики и бюджетного планирования единица ведущего специалиста и введена в сектор организационной работы и документооборота.
Введена в отдел правового обеспечения единица консультанта, с сокращением единицы главного специалиста.
В отделе правового обеспечения образовано два сектора: сектор судебной работы и сектор нормативно - правовой работы с организацией работ старшими консультантами соответственно.
В отделе упразднена единица заместителя начальника отдела.
В сектор государственной службы и работы с кадрами дополнительно введена единица главного специалиста, преобразованная путем сокращения единицы консультанта отдела материально - технического обеспечения.
Штатные единицы заместителя начальника Управления экологической безопасности - начальника отдела государственного экологического контроля и заместителя начальника Управления экологической безопасности - начальника отдела организации мониторинга сокращены. В управлении введены единицы начальника отдела государственного экологического контроля и начальника отдела организации мониторинга.
В Управлении экологической безопасности произведено функциональное (организационное) перераспределение, сектор планирования и анализа выведен из состава отдела государственного экологического контроля с закреплением по подчиненности на начальника Управления.
В сектор планирования и анализа Управления экологической безопасности введены две единицы: ведущего специалиста, а также специалиста 1 категории, которые сокращены в отделе материально - технического обеспечения и отделе нормирования, ведомственных целевых программ и ведения регионального кадастра отходов Управления экологической безопасности.
В отдел государственного экологического контроля Управления экологической безопасности введена единица заместителя начальника отдела за счет трех упраздняемых единиц: заместителя начальника Управления экологической безопасности - начальника отдела государственного экологического контроля Управления экологической безопасности, заместителя начальника Управления экологической безопасности - начальника отдела организации мониторинга и старшего консультанта сектора государственного водного контроля отдела государственного экологического контроля Управления экологической безопасности.
Дополнительно введена в сектор государственного водного контроля отдела государственного экологического контроля Управления экологической безопасности единица специалиста 1 категории, путем сокращения этой единицы в отделе нормирования, ведомственных целевых программ и ведения регионального кадастра отходов Управления экологической безопасности.
В отдел природоохранных мероприятий и развития системы особо охраняемых природных территорий введена единица специалиста 1 категории, с одновременным сокращением указанной единицы в отделе организации работы с отходами.
Отдел нормирования, ведомственных целевых программ и ведения регионального кадастра отходов Управления экологической безопасности и отдел организации работы с отходами упразднены путем слияния в отдел организации работы в сфере обращения с отходами производства и потребления, учета платы и объектов негативного воздействия на окружающую среду.
Единица начальника отдела организации работы с отходами сокращена с одновременным введением в структуру единицы заместителя начальника отдела организации работы в сфере обращения с отходами производства и потребления, учета платы и объектов негативного воздействия на окружающую среду.
Бубнов С.В. 13 декабря 2010г. уведомлен о сокращении замещаемой им должности с 15 февраля 2011г., с сохранением гарантий, предусмотренных статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ.
Приказом от 10 февраля 2011 года на должность начальника отдела государственного экологического контроля Управления экологической безопасности Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгограда с 15 февраля 2011 года был назначен Федченко Р.С., ранее состоявший в кадровом резерве Комитета, и получивший положительные служебные характеристики от руководства Комитета.
11 февраля 2011г. в результате организационно - штатных мероприятий Бубнов С.В. отказался от предложенной должности консультанта отдела государственного экологического контроля, засвидетельствовав несогласие с предложенной должностью своей подписью.
14 февраля 2011 года приказом по Комитету №15-к Бубнов С.В. уволен с государственной гражданской службы с формулировкой «на основании отказа государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания».
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
При таких обстоятельствах суд принял правильное решение об удовлетворении заявленных исковых требований в части восстановления на работе, обоснованно указав, что поскольку приказ о назначении на должность Федченко Р.С. хотя и издан до увольнения Бубнова С.В., и до рассмотрения 11 февраля 2011г. комиссией по проведению организационно - штатных мероприятий в Комитете вопроса о предложении Бубнову С.В. вакантной должности, но на момент увольнения Бубнова С.В., Федченко РС в должность не вступил, так как назначен был на нее с 15 февраля 2011 года, следовательно она оставалась вакантной и подлежала предоставлению для всех государственных служащих, в том числе и для Бубнова С.В.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании правовых норм, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Все юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, выводы суда мотивированы и подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 07 апреля 2011 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
