Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дата опубликования: 20 мая 2011 г.

Волгоградский областной суд

Судья Павлова Н.М. гражданское дело № 33-6442

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 мая 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Мун Г.И.,

судей Самойловой Н.Г., Гантимурова И.А.,

при секретаре Горбуновой С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Самойловой Н.Г.,

гражданское дело по кассационной жалобе представителя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области Р. на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 18 февраля 2011 года, которым постановлено:

Заявление П. об оспаривании действий Комитета по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области по возвращению учетного дела П. по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обязать Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области устранить в полном объеме препятствие к осуществлению П. ее прав и свобод и произвести необходимые действия по реализации ее прав супруги ветерана Великой Отечественной войны на предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений за счет субвенций федерального бюджета в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

В части требований о понуждении Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области включить П. в список ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, получателей социальной выплаты на приобретение жилья за счет субвенции федерального бюджета - отказать,

УСТАНОВИЛА:

П. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Комитета по строительству и жилищно–коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области.

В обоснование заявления указала, что она является супругой умершего ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Постановлением администрации городского округа – г. Волжский от 18 июня 2010 года она была принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма при администрации городского округа – г. Волжский, она была признана получателем социальной выплаты, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» и ее учетное дело было направлено в администрацию Волгоградской области для предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Письмом председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области от 25 октября 2010 года ее учетное дело по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов было возвращено без исполнения в администрацию городского округа на том основании, что она не может быть признана нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Считает, что данный отказ нарушает её законные права, гарантированные Законом РФ «О ветеранах» и другими законами, Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, возвращая её учетное дело, вышел за пределы своих полномочий, так как на него не возложены полномочия по решению вопроса о признании граждан нуждающимися в жилом помещении.

Просит суд устранить нарушение ее прав, обязав Комитет по строительству и жилищно-коммунального хозяйства произвести необходимые действия по реализации ее права на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет субвенций федерального бюджета и обязать Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области включить ее в список ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, получателей социальной выплаты на приобретение жилья за счет субвенции федерального бюджета.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области Р. оспаривает постановленное судом решение.

В соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, выслушав возражения по доводам жалобы представителя П.В., представителя администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Е., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

По смыслу указанной статьи решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства (ст. 11 ГПК РФ).

Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Принятое судом решение нельзя признать законным и обоснованным.

Судом первой инстанции при разрешении настоящего спора установлено, что П. является супругой умершего ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Постановлением администрации городского округа – г. Волжский от 18 июня 2010 года она была принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма при администрации городского округа – г. Волжский, она была признана получателем социальной выплаты, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» и ее учетное дело было направлено в администрацию Волгоградской области для предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Письмом председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области от 25 октября 2010 года ее учетное дело по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов было возвращено без исполнения в администрацию городского округа на том основании, что она не может быть признана нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Удовлетворяя заявление П., и, признавая действия Комитета по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что возвращая учетное дело П., Комитет вышел за пределы своих полномочий.

Однако судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он основан на неверном толковании закона.

Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. м; предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в п. 1 настоящего Указа.

В соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 10.08.2009г. № 301-п «О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета» Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области определен как уполномоченный орган по предоставлению социальных выплат на приобретение или строительство жилья указанной категории граждан.

Пункт 9 Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов и приравненных к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета (в редакции постановлений администрации Волгоградской области от 8.02.2010 № 19 - п, от 1.03.2010 № 39 – п, от 11.10.2010 № 479 – п) наделяет Комитет по строительству и ЖКХ правом осуществлять проверку комплектности документов, находящихся в личных делах, производить расчет размера социальных выплат, готовить и предоставлять на утверждение Главе администрации Волгоградской области проекта распоряжения об утверждении списка ветеранов, указанной выше категории, оформлять и передавать органам местного самоуправления для вручения гражданам гарантийные письма о предоставлении социальной выплаты.

Согласно п. 2.20 Положения о Комитете по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 30 декабря 2008 года № 1814 (в редакции от 24.03.2010 № 376 и от 28.07.2010 № 1177), Комитет является уполномоченным органом на территории Волгоградской области по координации деятельности органов местного самоуправления в сфере признания граждан малоимущими и учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Координация есть составная часть процессов управления, состоящая в согласовании, упорядочении действий разных частей управляемой системы.

Таким образом, проверяя комплектность документов и подготавливая проект распоряжения об утверждении списка ветеранов, Комитет, являясь координирующим органом, не мог не проверить основания возникновения у П. права принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и при отсутствии такого права скоординировать действия органа местного управления в лице администрации городского округа – г.Волжский путем возврата личного дела с указаниями дальнейших действий.

Согласно положениям ст.ст.14, 15 ФЗ «О ветеранах», также в соответствии с Указом Президента РФ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечению жильем подлежат ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из материалов дела усматривается, что П. зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, собственниками которой являются в равных долях сын заявителя В., ее внучка О. и правнук И.

В силу ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Представитель заявителя В. в суде кассационной инстанции пояснил, что он, его мать П., его дочь и внук проживают в квартире одной семьей. Таким образом, П. является членом семьи собственника жилого помещения, общая площадь которого составляет 58,0 кв.м., в котором также зарегистрированы 4 человека.

В соответствии с Городским положением об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма от 04.06.2010 года №60-ВГД, утвержденного постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 28.05.2010 года №16/3, для признания граждан нуждающимися в жилом помещении установлена учетная норма жилой площади жилого помещения менее 11 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека.

В данном случае площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего от общей площади помещения, составляет – 14,5 кв.м., то есть более учетной нормы.

При таких обстоятельствах, вывод Комитета по строительству и ЖКХ администрации Волгоградской области о том, что по имеющимся в материалах учетного дела документам у П. отсутствует право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета является правомерным.

Ссылки суда на то обстоятельство, что решение о признания П. получателем социальных выплат принято уполномоченным на то органом и не отменено в установленном законом порядке, не может свидетельствовать о неправомерности действий Комитета по строительству и ЖКХ администрации Волгоградской области, поскольку как указывалось выше Комитет является координирующим органом для органа местного самоуправления в сфере учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и соответственно в его компетенции находится проверка обоснованности принятых в этой области решений.

Кроме того, учитывая, что Комитет по строительству и ЖКХ администрации Волгоградской области готовит и предоставляет на утверждение Главе администрации Волгоградской области проект распоряжения об утверждении списка ветеранов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, включение в указанный проект П., которая на сегодняшний день таким правом не обладает, свидетельствовало бы об утверждении Главой администрации Волгоградской области заведомо незаконного распоряжения.

При таких обстоятельствах решение суда в части требований П. о признании незаконными действий Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению учетного дела П. по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обязании Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области устранить в полном объеме препятствие к осуществлению П. ее прав и свобод и произвести необходимые действия по реализации ее прав супруги ветерана Великой Отечественной войны на предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений за счет субвенций федерального бюджета в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает необходимым, отменить решение суда в части удовлетворенных требований и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение, которым П. в удовлетворении заявления в указанной части требований отказать.

В остальной части решение суда об отказе в удовлетворении требований П. о понуждении Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области включить П. в список ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, получателей социальной выплаты на приобретение жилья за счет субвенции федерального бюджета, в кассационной жалобе не оспаривается.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 18 февраля 2011 года – отменить в части удовлетворения требований П. о признании незаконными действий Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению учетного дела П. по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обязании Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области устранить в полном объеме препятствие к осуществлению П. ее прав и свобод и произвести необходимые действия по реализации ее прав супруги ветерана Великой Отечественной войны на предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений за счет субвенций федерального бюджета в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

В указанной части постановить новое решение, которым в удовлетворении требований П. о признании незаконными действий Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению учетного дела П. по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обязании Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области устранить в полном объеме препятствие к осуществлению П. ее прав и свобод и произвести необходимые действия по реализации ее прав супруги ветерана Великой Отечественной войны на предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений за счет субвенций федерального бюджета в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу – отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: