Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дата опубликования: 19 мая 2011 г.

Волгоградский областной суд

Судья Попова И.Н.

Гражданское дело – 6006\10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе председательствующего Мороха Е.А.

судей ФИО7 и ФИО1

при секретаре ФИО2

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО7

дело по кассационной жалобе Администрации городского округа –город Волжский

на решение Волжского городского суда <адрес>

от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

Обязать Администрацию городского округа - <адрес> организовать утилизацию отходов производства и потребления общим объемом 2327 куб.м. на общей площади 2437 кв.м., размещенных на земельных участках, прилегающих к объекту с северной, северо-восточной и восточной стороны на территории бывшей базы УПТК, расположенной по адресу: <адрес>, 1.

Предоставить Администрации городского округа - <адрес> отсрочку исполнения решения суда на 6 (шесть) месяцев,

УСТАНОВИЛА:

Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к Администрации городского округа - <адрес> о возложении обязанности на орган местного самоуправления организовать утилизацию отходов производства и потребления общим объемом 2327 куб.м. на общей площади 2437 кв.м., размещенных на земельных участках, прилегающих к объекту с северной, северо-восточной и восточной стороны на территории бывшей базы УПТК, расположенной по адресу: <адрес>, 1, указывая на то, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> и Комитета земельных ресурсов администрации городского округа - <адрес> проведена проверка по обращению Волжского отдела УФСБ по <адрес>, в результате которой выявлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности администрации городского округа - <адрес>. В ходе проверки установлено, что на территории городского округа - <адрес>, на территории бывшей базы УПТК, расположенной по адресу: <адрес>, 1, на территории прилегающей к складу - объект арендуемого ООО «ЛесПром», выявлено несанкционированное размещение бесхозных отходов производства и потребления на незащищенном грунте (несанкционированная свалка отходов). Обследованная территория администрацией кому-либо в пользование не предоставлена. Размещение опасных отходов в непредназначенных для этого местах создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в результате того, что к опасным отходам, а именно отходам химического происхождения, имеется свободный доступ. Таким образом, со стороны Администрации городского округа - <адрес> имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказать вредного воздействия на человека, а также права Российской Федерации в целом.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Администрация городского округа – <адрес> оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя администрации городского округа –город Волжский по доверенности ФИО3, поддержавшую доводы жалобы, природоохранного прокурора Волгоградской межрайонной придохранной прокуратуры ФИО4, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ N89-ФЗ отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ N52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ N89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Указанное также предусмотрено пунктами 11, 24 части 1 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ и частью 3 статьи 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ.

На основании статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно статьям 9, 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 42 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 с привлечением специалиста - государственного инспектора Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> ФИО5, ведущего специалиста Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа - <адрес> ФИО6 проведено обследование прилегающей территории к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, 1, объект (территория «базы УПТК»). В ходе обследования выявлены нарушения экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в виде несанкционированного размещения бесхозных отходов производства и потребления на незащищенном грунте (несанкционированная свалка отходов) на территории, прилегающей к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, 1, территория базы, прилегающая к складу - объекту арендуемого ООО «ЛесПром», а именно:

1) на территории базы со складом № 17 в 100 метрах к северу от объекта вдоль деревообрабатывающих предприятий выявлены в поврежденных мешках отходы химического происхождения (установить конкретное вещество не представляется возможным ввиду того, что они расположены под открытым небом и подвергались длительному воздействию атмосферных осадков, перепадам температур), на площади 136 кв.м., объемом 68 куб.м., а также отходы бетона, железобетона (код по ФККО 3120270001000), отходы цемента (код по ФККО 3140550001000), отходы полиэтилена в виде пленки (код по ФККО 5710290201995), на площади 220 кв.м, объемом 110 куб.м.;

2) на территории базы в 200-х метрах к северу и северо-востоку от объекта вдоль деревообрабатывающих предприятий выявлены отходы бетона, железобетона (код по ФККО 3120270001000), отходы цемента в кусковой форме (код по ФККО 3140550201995), пыль цементная (код по ФККО 314055011103), отходы полиэтилена в виде пленки (код по ФККО 5710290201995), опилки и стружки древесно-стружечных и древесно-волокнистных плит (код по ФККО 1719010301004), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (код по ФККО 912004001004), отходы коры (код по ФККО 1711010101004), на площади 2100 кв.м., объемом 2100 куб.м.;

3) на территории базы к востоку от объекта за деревообрабатывающими предприятиями напротив бункера размещены опилки и стружки древесно-стружечных или древесно-волокнистных плит (код по ФККО 1719010301004), пыль древесная от шлифовки натуральной чистой древесины (код по ФККО 1711070011004) на площади 117 кв.м., объемом 117 куб.м.

Обследованная территория, на которой находятся отходы химического происхождения и другими вышеперечисленными отходы производства и потребления, расположена на территории городского округа - <адрес>, и администрацией кому-либо в пользование не предоставлена.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, фотоснимками (л.д. 8-9, 10,11,12,13).

Выявленные нарушения природоохранного законодательства РФ со стороны органа местного самоуправления - Администрации городского округа - <адрес> создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в результате того, что к опасным отходам, а именно отходам химического происхождения, имеется свободный доступ. Поскольку отходы химического происхождения и иные отходы производства и потребления хранятся под открытым небом и открытом грунте, то под влиянием атмосферных осадков вредные химические вещества попадают в окружающую среду, что может вызвать необратимые негативные последствия как для самой окружающей среды, так и для населения.

При таких данных суд постановил по делу правильное решение об удовлетворении требований Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора.

Доводы в жалобе о том, что судом не были все обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения спора, а, именно, суд не установил кому круг пользователей земельного участка на котором располагаются отходы убедительными к отмене решения суда не являются. Эти доводы были предметом обсуждения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Волжского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации городского округа – <адрес> – без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи -