Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дата опубликования: 17 мая 2011 г.

Ростовский областной суд

Судья Ковалёв А.Н. Дело № 33 – 6544

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 мая 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам

Ростовского областного суда в составе

председательствующего судьи Порутчикова И.В.,

судей Чайка Е.А., Шикуля Е.В.,

при секретаре Магакьян Е.М.,

заслушав в судебном заседании по докладу судьи Чайка Е.А. дело по кассационной жалобе УСЗН Ремонтненского района Ростовской области на решение Ремонтненского районного суда Ростовской области от 31 марта 2011 г.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ремонтненского района обратился в суд в интересах Дедович В.И. с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Ремонтненского района Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области, третьему лицу - Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда России в Ремонтненском районе Ростовской области о признании незаконным бездействия УСЗН администрации Ремонтненского района, признании за Дедович В.И. права на получение единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилья, обязании проведения расчета единовременной материальной помощи, обязании Министерства труда и социального развития Ростовской области и УСЗН администрации Ремонтненского района Ростовской области выплатить Дедович В.И. единовременную материальную помощь на частичное возмещение расходов по газификации жилья в установленном законом размере.

Требования прокурора обоснованы тем, что Дедович В.И. является неработающим пенсионером - получателем трудовой пенсии по старости, проживает и зарегистрирована в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме, где в 2010 году ею были выполнены работы по газификации домовладения, что, по мнению заявителя, даёт ей право на получение единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилья в соответствии с Постановлением Администрации Ростовской области от 02.07.2010 г. № 35.

Поскольку бездействие должностного лица УСЗН района, выразившееся в непринятии заявления и документов от Дедович В.И. повлекло нарушение её права на единовременную материальную помощь, решение о предоставлении которой или об отказе в этом относится к компетенции межведомственной комиссии, прокурор обратился в суд в её интересах с указанными требованиями.

Ответчики и третьи лица иск не признали.

Суд постановил решение, которым признал незаконным бездействие УСЗН администрации Ремонтненского района по регистрации документов, необходимых для получения единовременной материальной помощи на газификацию жилья Дедович В.И., и направления документов в территориальную комиссию по оказанию адресной социальной помощи; признал за Дедович В.И. право на обращение в орган социальной защиты для получения единовременной материальной помощи на газификацию жилья за счет субсидий из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. В остальной части исковых требований отказал.

Принимая решение, суд установил, что гражданка Дедович В.И., являющаяся неработающим пенсионером, проживающая по адресу: <адрес>, 24.07.2009 г. заключила с <данные изъяты> договор подряда на газификацию своего домовладения. В течение 2009 года она приобрела прибор учёта и газовое оборудование, оплатила стоимость работы и материалов по договору подряда. 21.03.2010 года был подписан акт о приёмке в эксплуатацию законченного строительством объекта надземного газопровода указанного жилого дома.

06.08.2010 года Дедович В.И. обратилась в УСЗН администрации Ремонтненского района по вопросу оказания финансовой помощи на газификацию жилья за счёт субсидий бюджета Пенсионного фонда. Она пришла с документами, однако заявление не писала в связи с тем, что ведущий специалист УСЗН Б. в устной форме сообщила ей о невозможности оказания помощи, так как работы по газификации были проведены в 2009 году, а пуск газа произведен 21.03.2010 года, что противоречит условиям, определённым Постановлением Администрации РО от 02.07.2010 года № 35. Представленные Дедович В.И. документы не были приняты УСЗН и не были направлены в территориальную комиссию по оказанию адресной социальной помощи, создаваемую органом местного самоуправления муниципального образования.

Ссылаясь на положения Постановления Администрации РО от 02.07.2010 г. N 35 «О мероприятиях по оказанию в 2010 году адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности», суд пришел к выводу о том, что Дедович В.И. имеет право на обращение в орган социальной защиты для получения в первоочередном порядке единовременной материальной помощи на газификацию жилья за счет субсидий из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а также о необходимости удовлетворения требования о признании незаконным бездействия УСЗН по регистрации документов, необходимых для получения единовременной материальной помощи на газификацию жилья, и направления документов в территориальную комиссию по оказанию адресной социальной помощи, которой предоставлено право принятия решения по заявлению и проведение расчета суммы единовременной материальной помощи.

Суд признал требование истца об обязании территориальной комиссии произвести расчет единовременной помощи не подлежащим удовлетворению, поскольку в судебном заседании не нашёл подтверждения факт принятия территориальной комиссией решения об отказе Дедович В.И. в предоставлении единовременной материальной помощи, а обязанность рассмотреть заявление пенсионера и произвести расчёт суммы уже возложена на территориальную комиссию.

Суд также посчитал необходимым отказать в удовлетворении требования об обязании Министерства труда и социального развития Ростовской области и Управления социальной защиты населения администрации Ремонтненского района выплатить Дедович В.И. единовременную материальную помощь на частичное возмещение расходов по газификации жилья в установленном законом размере по тем основаниям, что Дедович В.И. не было отказано в денежной компенсации затрат на газификацию жилья, а на Министерство труда и социального развития Ростовской области возложена обязанность только по расходованию субсидий путем перечисления на лицевой счет получателя в кредитной организации.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения по тем основаниям, что вывод суда об отказе работников УСЗН принять документы от Дедович В.И. ничем не подтверждён, представленные ею документы не соответствуют нормам права, с письменным заявлением и необходимым пакетом документов она не обращалась.

Кроме того, кассатор считает решение невыполнимым, поскольку постановление Администрации Ростовской области от 02.07.2010 г. N 35, в соответствии с которым заявлены требования, утратило силу, и на данный момент отсутствует нормативный акт, определяющий порядок оказания материальной помощи за счет субсидий из бюджета Пенсионного фонда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, заслушав прокурора отдела прокуратуры Ростовской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Корниенко Г.Ф., полагавшего, что основания для отмены решения отсутствуют, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2007 г. № 936 "Об утверждении Правил предоставления в 2008 - 2010 годах из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, а также на оказание адресной социальной помощи указанной категории неработающих пенсионеров, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", действовавшим до 01.04.2010 года, были утверждены Правила, которые устанавливали в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" порядок и условия предоставления из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации указанных субсидий.

Согласно утвержденным Правилам субсидии предоставлялись на финансовое обеспечение социальных программ, предусматривающих, в том числе, оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, включая предоставление единовременной материальной помощи, в том числе в связи с частичной оплатой газификации жилья (жилых помещений) неработающих пенсионеров, принадлежащего им на праве собственности и являющегося местом их жительства. Субсидии предоставлялись в пределах бюджетных ассигнований, установленных Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" на указанные цели. Субсидии предоставлялись в установленном порядке в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Фонда в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на указанные цели.

В целях реализации вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации постановлением Администрации Ростовской области от 03.06.2009 г. N 267 "О мероприятиях по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам" было утверждено Положение о порядке расходования предоставляемых из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, а также на оказание адресной социальной помощи указанной категории неработающих пенсионеров, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, на финансовое обеспечение расходов в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности.

Согласно этому Положению единовременная материальная помощь на газификацию жилья предоставлялась при условии наличия в населенных пунктах газораспределительных сетей и проведения пенсионерами работ по газификации жилья в период с 2005 по 2009 годы.

Правила предоставления в 2010 году субсидий из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 г. N 154.

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2010 г. N 154 постановлением Администрации Ростовской области от 02.07.2010 г. N 35 "О мероприятиях по оказанию в 2010 году адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности" утверждено Положение о порядке расходования субсидий, предоставляемых из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, на финансовое обеспечение расходов в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности.

Согласно этому Положению расходование субсидий осуществляет главный распорядитель бюджетных средств - министерство труда и социального развития области в установленном для исполнения областного бюджета порядке на основании бюджетной росписи областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов средств, поступающих из Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе на предоставление неработающим пенсионерам единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилья (жилых помещений), принадлежащего неработающим пенсионерам на праве собственности и являющегося местом их жительства (далее - единовременная материальная помощь на газификацию жилья).

Единовременная материальная помощь на газификацию жилья предоставляется в размере 50 процентов стоимости строительно-монтажных работ по устройству газовых вводов и внутридомовых газовых сетей, газового оборудования и приборов учета, необходимых для газификации жилья (не более одного наименования каждого вида), но не выше 20,0 тыс. рублей.

Для получения единовременной материальной помощи на газификацию жилья за счет субсидий из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации неработающие пенсионеры представляют в орган социальной защиты населения муниципального образования по месту регистрации следующие документы:

письменное заявление по форме, устанавливаемой министерством труда и социального развития области;

паспорт гражданина Российской Федерации;

справку о составе семьи;

подлинники правоустанавливающих документов на жилье (жилое помещение);

копию договора-подряда на производство работ по газификации с приложением расчета стоимости работ;

документы об оплате за приобретенное газовое оборудование и приборы учета;

документы об оплате выполненных работ по газификации с приложением акта выполненных работ;

копию акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы.

Орган социальной защиты населения муниципального образования в день поступления регистрирует представленные документы и в 10-дневный срок с даты регистрации направляет пакет документов в комиссию по оказанию адресной социальной помощи, создаваемую органом местного самоуправления муниципального образования (муниципального района, городского округа) (далее - территориальная комиссия).

Территориальная комиссия в 10-дневный срок со дня получения вышеназванных документов:

составляет акт обследования материально-имущественного положения пенсионера, в котором указываются: фамилия, имя, отчество пенсионера, домашний адрес, номер пенсионного дела с приложением справки о составе семьи. Акты обследования должны быть подписаны председателем, членами комиссии;

рассматривает представленные документы;

рассчитывает сумму единовременной материальной помощи на газификацию жилья неработающим пенсионерам, имеющим право на ее получение, согласно форме, устанавливаемой министерством труда и социального развития области;

дает заключение о возможности выплаты по представленным документам единовременной материальной помощи на газификацию жилья;

в случае отказа в назначении единовременной материальной помощи на газификацию жилья направляет неработающему пенсионеру письменное уведомление;

формирует списки получателей единовременной материальной помощи на газификацию жилья по форме, устанавливаемой министерством труда и социального развития области, и согласовывает их с территориальным управлением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области в части соответствия включенных в списки получателей требованиям нормативных правовых актов - неработающие пенсионеры должны являться получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности;

готовит ходатайство главы муниципального образования об оказании единовременной материальной помощи на газификацию жилья на имя председателя областной межведомственной комиссии по вопросам реализации программно-целевых мероприятий по оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности (далее - областная межведомственная комиссия), в пределах выделенного муниципальному образованию лимита средств и направляет его с приложением заключения и сформированного пакета документов в министерство труда и социального развития области.

Министерство труда и социального развития области в течение 10 рабочих дней со дня получения осуществляет проверку представленных территориальными комиссиями документов на комплектность и передает их в областную межведомственную комиссию.

Областная межведомственная комиссия в течение 10 рабочих дней со дня получения документов принимает решение о выделении субсидии.

В случае отказа в назначении единовременной материальной помощи на газификацию жилья неработающему пенсионеру в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об отказе направляется письменное уведомление.

Документы на оказание единовременной материальной помощи на газификацию жилья неработающим пенсионерам находятся на хранении в органах социальной защиты населения муниципальных образований в течение 5 лет со дня перечисления единовременной материальной помощи на газификацию жилья на лицевой счет получателя в кредитной организации (банке).

Таким образом, согласно вышеприведенным нормативно-правовым актам, средства Пенсионного фонда, выделенные на указанные цели, были ограничены, не относились к разряду компенсационных выплат, а предоставлялись, как адресная социальная помощь. Право на единовременную материальную помощь определяли территориальные комиссии по оказанию адресной социальной помощи в пределах лимита средств, утвержденного муниципальному образованию Областной межведомственной комиссией.

Указанным Положением также предусмотрено, что единовременная материальная помощь на газификацию жилья предоставляется неработающим пенсионерам на газификацию жилья (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности, и в котором они зарегистрированы по месту жительства как на момент проведения работ по газификации, так и на момент обращения за указанной выплатой.

Единовременная материальная помощь на газификацию жилья оказывается неработающим пенсионерам, не получившим такую помощь из областного бюджета и бюджетов других уровней. В первоочередном порядке единовременная материальная помощь на газификацию жилья предоставляется неработающим пенсионерам из числа одиноких, одиноко проживающих неработающих пенсионеров и семьям, состоящим из неработающих пенсионеров.

Единовременная материальная помощь на газификацию жилья предоставляется при условии наличия в населенных пунктах газораспределительных сетей и проведения неработающими пенсионерами работ по газификации жилья в 2010 году.

Делая вывод о том, что УСЗН Администрации Ремонтненского района не был соблюден указанный порядок предоставления адресной социальной помощи при обращении Дедович В.И. с устным заявлением в 2010 году, суд не учел, что, согласно установленному Порядку, оспариваемые выплаты носят необязательный характер и предоставляются в зависимости от наличия средств, перечисленных муниципальному образованию на эти цели.

Принимая решение о частичном удовлетворении требований, суд не установил факт соблюдения Дедович В.И. установленного порядка подачи заявления о предоставлении ей единовременной материальной помощи на газификацию жилья при её обращении в УСЗН в 2010 году, не проверил, имелись ли на момент обращения истицы у муниципального образования средства, предназначенные для выплаты указанной материальной помощи, имела ли она, согласно представленным документам, право на получение указанной материальной помощи, и сохранилось ли за ней это право на момент рассмотрения спора, возможно ли исполнение принятого судом решения с учетом действующего нормативного регулирования, и не указал, в чем состоит нарушение прав истицы и неправомерность действий УСЗН Администрации Ремонтненского района.

При таком положении решение суда нельзя признать соответствующим закону и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение, поскольку у судебной коллегии отсутствует возможность принятия нового решения в связи с неустановлением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определить закон, которым следует руководствоваться, предложить сторонам представить необходимые доказательства, дать доказательствам надлежащую правовую оценку и постановить законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст.ст. 361 – 364 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ремонтненского районного суда Ростовской области от 31 марта 2011 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

Председательствующий

Судьи