Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дата опубликования: 12 мая 2011 г.

Волгоградский областной суд

Судья Ковалев А.П. Дело № 33-5703/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 апреля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

Председательствующего: Мун Г.И.,

Судей: Самойловой Н.Г., Гантимурова И.А.,

При секретаре - Данилове А.А.

Рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Мун Г.И. гражданское дело по кассационной жалобе представителя К.К.С.

на решение Красноармейского районного суда г.Волгограда от 2 марта 2011 года, которым постановлено:

исковое требования К. к Администрации Волгограда о признании решения незаконным и возложении обязанности по представлению земельного участка, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении К. земельного участка <адрес>.

К. в иске к Администрации Волгограда в части требований о возложении обязанности по предоставлению земельного участка <адрес> - отказать,

УСТАНОВИЛА:

К. обратился в суд с иском к Администрации Волгограда о признании незаконным решения администрации Волгограда об отказе в предоставлении земельного участка <адрес> и возложении на администрацию Волгограда обязанности предоставить указанный земельный участок.

В обоснование заявленных требований указал, что обратился в администрацию Волгограда с заявлением о предоставлении земельного участка, <адрес> под строительство жилого дома. Однако ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказал в предоставлении земельного участка. Как указано в данном письме, основанием для отказа послужило противоречие Правилам землепользования и застройки Волгограда.

С данным решением он не согласен, поскольку в соответствии с Генеральным планом Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 г. № 47/1112, спорная территория расположена в жилой зоне.

С учетом указанного плана и постановления администрации г. Волгограда от 11.06.2004 г. № 790 «Об утверждении положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде», он в установленном порядке обратился с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в Комитет по градостроительству и архитектуре о предоставлении вышеуказанного земельного участка. Имеется решение комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда. На комиссии данный вопрос решался со всеми положительными заключениями всех согласующих служб. Таким образом, имелись все законные основания для принятия решения о предоставлении земельного участка.

Ссылки администрации на то, что предоставление земельного участка противоречило бы Правилам землепользования и застройки Волгограда несостоятельны, поскольку данные Правила на момент рассмотрения администрацией Волгограда его заявления не вступили в законную силу и не имели правового значения.

Судом постановлено указанное выше заочное решение.

В кассационной жалобе представитель К.К.С. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить в связи с существенным нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ К. обратился в Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда с заявлением о рассмотрении вопроса о предоставлении для индивидуального жилищного строительства земельного участка <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления К. администрацией Волгограда было принято решение об отказе в предоставлении указанного земельного участка.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Предоставление спорного земельного участка должно производиться в общем порядке, предусмотренном ст. 28, 34 ЗК РФ

Согласно ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В силу ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Оспариваемый отказ содержит ссылку на противоречия принятым Правилам землепользования и застройки Волгограда.

Решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 г. № 36/1087 утверждены Правила землепользования и застройки Волгограда, которые вступали в законную силу с 01.01.2011г.

Вывод суда о том, что отказ администрации Волгограда в предоставлении К. земельного участка является недействительным, правомерен, поскольку, как правильно указал в решении суд первой инстанции, при рассмотрении заявления и принятии оспариваемого решения ответчиком был применен нормативный акт, не вступивший в законную силу.

Правильным является и вывод суда о необоснованности требований истца о возложении на ответчика обязанности по предоставлению указанного выше земельного участка.

Согласно ст. 30.1 "Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Аналогичные положения о порядке предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства содержатся в Положении о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденном Постановлением администрации Волгограда от 11.06.2010 г. № 790.

Следовательно, предоставить земельный участок истцу, возможно только при условии отсутствия иных претендентов, выявляемых путем размещения в средствах массовой информации соответствующей публикации.

Как установлено судом, и не оспаривалось истцом в судебном заседании, по указанному истцом земельному участку такой публикации не проводилось, желающие получить этот участок не выявлялись, следовательно, без соблюдения установленного законом порядка, предоставление истцу этого земельного участка не возможно.

Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а сводятся лишь к переоценке доказательств, которым судом была дана правовая оценка.

Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красноармейского районного суда г.Волгограда от 2 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя К.К.С. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: