Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дата опубликования: 29 апреля 2011 г.

Краснодарский краевой суд

Судья Токарева М.А. "номер обезличен"

Р Е Ш Е Н И Е

«19» апреля 2011 года г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Попова Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя ООО «Оскар» по доверенности Караченец Н.Н. на постановление Прикубанского районного суда г. Краснодара от 24 марта 2011 года,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 24 марта 2011 года ООО «Оскар» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности сроком на 90 суток.

Не согласившись с данным постановлением, представитель ООО «Оскар» по доверенности Караченец Н.Н. обратилась в суд вышестоящей инстанции с жалобой, в которой просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование своих доводов ссылается на ненадлежащее извещение общества о времени и месте рассмотрения дела. Кроме того, срок устранения нарушений требований пожарной безопасности установлен до 05 мая 2011 года, из 60 пунктов предписания в настоящее время большая часть указанных нарушений устранена.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, выслушав представителя ООО «Оскар» по доверенности Караченец Н.Н., поддержавшую доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу об изменении постановления суда по следующим основаниям.

Проведенной проверкой от 09.02.2011 года установлено, что в торговом центре ООО «Оскар», расположенном по адресу: <адрес обезличен> в нарушение требований ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС от 18.06.2003 г. № 313 отсутствует расчет по методике, изложенной в ГОСТ 12.1.004-9 91*, подтверждающий правильность принятых объемно-планировочных решений, обеспечивающие требуемый уровень пожарной безопасности людей при пожаре (п. 3 ППБ 01 - 03; п. 2.1 Заключение нормативно-технического совета УГПН Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (протокол заседания oт 17.12.2009 года "номер обезличен"), не произведен расчет по ГOCТ 12.1.004-91* требуемого времени эвакуации людей из здания до наступления угрозы их жизни и здоровью, вследствие воздействия опасных факторов пожара (п. 3 ППБ 01 03. п. 2.2 Заключение нормативно-технического совета УГПН Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (протокол заседания oт 17.12.2009 года "номер обезличен"), не выполнено устройство перфорированною сухотруба с возможностью подключения к нему пожарных автомобилей для подачи воды и создания водяной завесы oт него с интенсивностью орошения 0,5л/с на погонный метр (п. 3 ППБ 01 - 03; п. 2.3 Заключение нормативно-технического совета УГПН Главною управления МЧС России по Краснодарскому краю (протокол заседания oт 17.12.2009 года "номер обезличен"), здание выполнено ниже II степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности ниже СО (п. 3 ППБ 01 - 03; и 2.4 Заключение нормативно-технического совета УГПН Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (протокол заседания от 17.12.2009 года "номер обезличен"), дверь лестничной клетки здания, ведущей на 9 этаж выполнена не противопожарной, с пределом огнестойкости не менее ЕI 30 (п. 3 ППБ 01 -03, и 2.5 Заключение нормативно-технического совета УГПН Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (протокол заседания от 17.12.2009 года "номер обезличен"), расход воды для обеспечения наружного пожаротушения здания принят менее 30 л/с (п. 3 ППБ 01 03; п. 2.7 Заключение нормативно-технического совета УГГШ Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (протокол заседания от 17.12.2009 года "номер обезличен"), для защиты здания не предусмотрена адресно-аналоговая автоматическая пожарная сигнализация, вывод сигнала о пожаре которой, предусматривается в пожарную часть по охране г. Краснодара (п. 3 ППБ 01 -03; п 2.8 Заключение нормативно-технического совета УГПН Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (протокол заседания от 17.12.2009 года "номер обезличен"), в здании не предусмотрено устройство системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией 4-го типа по НПБ 104-03 ( п. 3 ППБ 01 - 03; п 2.9 Заключение нормативно-технического совета УГПН Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (протокол заседания oт 17.12.2009 года "номер обезличен"), помещения не обеспечены первичными средствами пожаротушения из расчета удвоенного запаса, по сравнению с требуемым ППБ 01-03 ( п. 3 ППБ 01 - 03; п 2.10 Заключение нормативно-технического совета УГПН Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (протокол заседания от 17.12.2009 года "номер обезличен"), все помещения для пребывания людей расположенные выше второю этажа, в которые не обеспечен доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников не обеспечены самоспасателями (п. 3 ППБ 01 03; п 2.11 Заключение нормативно-технического совета УГПН Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (протокол заседания от 17.12.2009 года "номер обезличен"), не организована работа по обучению персонала, в функциональные обязанности которого входит обеспечение эвакуации людей при пожаре и тушение пожара (по программам, согласованным с ГПС) (п. 3 ППБ 01 - 03; п 2.12 Заключение нормативно-техническою совета УГПН Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (протокол заседания от 17.12.2009 года "номер обезличен"), на объекте не предусмотрен пост охраны с круглосуточным дежурством персонала, (п 3 ППБ 01 - 03; п 2.13 Заключение нормативно-технического совета УГПН Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (протокол заседания oт 17.12.2009 года "номер обезличен"), не разработаны и не согласованы с государственным пожарным надзором инструкции о мерах пожарной безопасности, определяющую перечень противопожарных требований к занимаемым помещениям (п. 3 ППБ 01 - 03; и 2.14 Заключение нормативно-технического совета УГПН Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (протокол заседания от 17.12.2009 года "номер обезличен"), объект в обязательном порядке не застрахован от возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (п. 3 ППБ 01 - 03; п 2.15 Заключение нормативно-технического совета УГПН Главною управления МЧС России по Краснодарскому краю (протокол заседания от 17.12.2009 года "номер обезличен"), не заключены договора на обслуживание систем противопожарной защиты с организацией имеющей лицензию на право выполнения данных работ (п. 3 ППБ 01 - 03; п 2.16 Заключение нормативно-технического совета УГПН Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (протокол заседания от 17.12.2009 года "номер обезличен"), здание не обеспечено средствами наглядной агитации по противопожарной тематике (п. 3 ППБ 01 - 03; п 2.17 Заключение нормативно-технического совета УГПН Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (протокол заседания от 17.12.2009 года "номер обезличен"), не выполняются требования нормативных документов как для встроенных, так и для крышных котельных (п. 3 ППБ 01 03; п 1.8 Заключение нормативно-технического совета УГПН Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (протокол заседания от 17.12.2009 года "номер обезличен"), в административных помещениях на втором этаже здания в коридоре на путях эвакуации имеется перепад высоты (п.3 ППБ 01-03, п. 6.28 СНиП 21-01-97*), высота перил на запасной лестничной клетке составляет 84 см (п 3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*), лестничные марши запасной лестничной клетки имеют ограждения только с одной стороны (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.28*, СНиП 21-01-97*), ответственным за пожарную безопасность не пройдено обучение по программе пожарно-технического минимума (п. 15 ППБ 01 -03), пожарный кран в помещении котельной не укомплектован стволами и рукавами, отсутствуют соединительные гайки на трубопроводе пожарного крана (п. 91 ППБ 01-03), имеющиеся огнетушители не пронумерованы белой краской на корпусе, отсутствует журнал учета первичных средств (п. 108 прил. "номер обезличен" IПБ 01-03), помещение котельной не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03 НПБ 110-03), из лестничной клетки отсутствует выход на кровлю здания (п. 3 ППБ 01-03, п. 8.3*СНиП 21-01-97*), на кровле здания отсутствует ограждение в соответствии с ГОСТ 25772 (п 3 ППБ 01-03, п. 8.11 СНиП 21-01-97*), электропроводка на 9-ом также здания выполнена с нарушением требований нормативных документов по ПУЭ (п 3 ППБ 01 - 03, п. 57 ППБ 01-03; п. 2.1.21 ПУЭ), лестничная клетка запасной лестницы здания не имеет естественного освещения (п. 3 ППБ 01-03, п 6.35 СНиП 21-01-97*), площадка запасной лестничной клетки имеет ширину (0.98 м) менее ширины лестничного марша (п. 3 НПБ 01-03, и 6.31, п. 6.32 СНиП 21-01-97*), ступени в лестничных маршах запасной эвакуационной лестницы имеют различную высоту (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.28* СНиП 21-01-97*), извещатель автоматической пожарной сигнализации в помещении "номер обезличен" установлен ближе 1 м от приемника вентиляционного канала (п. 3 ППБ 01-03, п. 12.19 НПБ 88-2001), дверь вентиляционной камеры на 4 этаже здания выполнена не противопожарной (п. 3 ППБ 01-03, п. 1.82 СНиП 2.08.02 - 89), дверь выхода с этажа на 4 этаже здания (запасная лестница) открывается не по ходу эвакуации из здания (п. 3, 52 ППБ 01-03, п. 6.17 СНиП 21-01-97*), на 2,3 этажах здания отсутствует доступ к противопожарным клапанам на транзитных вентиляционных воздуховодах (п. 34 ППБ 01-03), не во всех помещениях здания установлены извещатели автоматической пожарной сигнализации (п.3 ППБ 01-03, п. 14 табл. 3 НПБ 110-03), монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения выполнен с нарушением требований нормативных документов (п. 3 ППБ 01-03, НПБ 104 -03, НПБ 88-2001), автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения находится в неисправном состоянии (п. 34,98 ППБ 01-03), в цокольном этаже здания, в служебном помещении супермаркета электропроводка эксплуатируется с нарушением требований по ПУЭ (п. 57 ППБ 01-03; п. 2.1.21 ПУЭ), электропроводка в помещениях запасной лестничной клетки эксплуатируется с нарушением требований по ПУЭ (п. 57 ППБ 01-03; и. 2.1.21 ПУЭ), второй выход из цокольного этажа здания не является эвакуационным (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.9* СНиП 21-01-97*), на лестничном марше, ведущем из цокольного этажа в первый, на запасном выходе, ступени имеют различную высоту (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.28* СНиП 21-01-97*), перед наружной дверью (эвакуационным выходом) из здания (запасной выход) отсутствует горизонтальная входная площадка с глубиной не менее 1,5 м. ширины полотна наружной двери (п.3 ППБ 01-03, п. 1.93* СНиП 21-01-97*), в противопожарных разрывах между зданиями допущено складирование сгораемого материала (тара) (п. 22 ППБ 01-03), на втором эвакуационном выходе с 1 этажа располагается помещение аптеки (п. 3, п. 51 ППБ 01-03, п. 6.13* СНиП 21-01-97*), на запасном эвакуационном выходе на 1 этаже отсутствует световое табло «ВЫХОД» (п. 3,51 ППБ 01-03, НПБ 104-03, п. 3.11, п. 6.6.3 ГОСТ Р 12.2.143-2009), на здании отсутствуют указатели наружного противопожарною водоснабжения (п. 90 ППБ 01-03), трубопровод пожарных кранов не закольцован поверху (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.11 СНиП 2.04.01-85*). в пожарных шкафах пожарных кранов не предусмотрена возможность размещения двух ручных огнетушителей (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.14 СНиП 2.04.01-85*), транзитные воздуховоды выполнены с пределом огнестойкости менее 0,5 часа (п.3 ППБ 01-03; СПиП 41-01-2003), не предусмотрено автоматическое блокирование электроприемников систем вентиляции и кондиционирования (п.3 ППБ 01-03; СНиП 41-01-2003), имеющиеся планы эвакуации не соответствуют требованиям ГОСТ 12.2.143-2009, планы эвакуации вывешены не на всех этажах здания (п.3, 16 ППБ 01-03), не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности для производственных и складских помещений, а также класс зоны по ПУЭ, отсутствуют таблички на дверях помещений (п. 33 ППБ 01-03), на объекте отсутствует резервный запас пожарных извешателей каждого типа в количестве не менее 10% oт установленных (п. 3 ППБ 01-03, и. 2.2.7 РД 009-01-96), не представлены подтверждающие документы на предел огнестойки участков воздуховодов от противопожарных клапанов, расположенных внутри помещений до противопожарных преград (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.17 СНиП 21-01-97*, п. 7.11.13 СНиП 41-01-2003), пространство между подвесными потолками и потолочным перекрытием в местах более 40 см не оборудованы увещателями автоматической пожарной сигнализации (п. 3 ППБ 01-03, п. таб. 2 прим. 2 НПБ 110-03), дверь в помещение насосной станции выполнена с переделом огнестойкости менее EI 30 (п. 3 ППБ 01-03, п. 4.51 НПБ 88-2001), не предусмотрено автоматическое переключение цепей питания с основного ввода электроснабжения на резервный при исчезновении напряжения на основном вводе (п. 3 ППБ 01-03, п. 11.1 НПБ 88-2001), помещение пожарною поста не отвечает требованиям, предъявляемым к помещениям данного типа (п. 3 ГШБ 01-03, п. 12.55,12.56 НПБ 88-2001), из помещения пожарного поста отсутствует эвакуационный выход (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.9* СНиП 21-01-97*).

Согласно Закону РФ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 года обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

При этом, в соответствии со статьей 37 указанного закона, руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности и т.д.

Статьей 38 Закона предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Так, лица ответственные за соблюдение требований противопожарной безопасности и иные граждане могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая изложенное и допущенные нарушения, в отношении ООО «Оскар» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, которое было направлено в суд для рассмотрения по существу и принятия решения.

В соответствии с ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса влечет наложение административного наказания на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Делая вывод о виновности ООО «Оскар» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, суд исследовал постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, акт проверки, договоры аренды помещений, другие материалы дела, и пришел к правильному выводу о привлечении юридического лица к административной ответственности, поскольку при осуществлении ООО «Оскар» хозяйственной деятельности имели место нарушения требований пожарной безопасности.

Назначая наказание ООО «Оскар» в виде административного приостановления деятельности сроком на 90 суток, судья первой инстанции исходил из того, что действиями правонарушителя по эксплуатации помещения с грубыми нарушениями требований пожарной безопасности создается реальная угроза жизни и здоровью людей.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что предписанием установлен срок устранения нарушений требований пожарной безопасности до 05 мая 2011 года.

Материалами дела подтверждается, что администрацией ООО «Оскар» разработан план мероприятий по выполнению пунктов предписания и в настоящее время из 60-ти пунктов предписания до 24.03.2011 года устранены нарушения по 33-м пунктам предписания, что соответствует 55 %. Остальные нарушения будут устранены до 05 мая 2011 года, что подтверждается заключенным договором о выполнении соответствующих работ с обозначенным сроком выполнения. Из материалов дела усматривается, что ООО «Оскар» авансировал предоплату за выполнение работ по заключенным договорам.

Учитывая, что срок устранения нарушений требований пожарной безопасности не истек, в судебное заседание представлены доказательства устранения большей части выявленных нарушений, а также то, что ООО «Оскар» ранее к административной ответственности не привлекалось, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о возможности изменения постановления судьи в части назначенного ООО «Оскар» административного наказания, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции

Р Е Ш И Л А:

Постановление Прикубанского районного суда г. Краснодара от 24 марта 2011 года – изменить в части назначения наказания.

Назначить ООО «Оскар» административное наказание по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

В остальной части постановление Прикубанского районного суда г. Краснодара от 24 марта 2011 года - оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Оскар» по доверенности Караченец Н.Н.– без удовлетворения.

Судья: