Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дата опубликования: 28 апреля 2011 г.

Волгоградский областной суд

Судья Топильская Л.Н. гражданское дело № 33-4316/11

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

1 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

Председательствующего Манаенковой Е.Н.,

судей Самойловой Н.Г., Павловой Л.А.,

при секретаре Пахотиной Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Самойловой Н.Г.,

гражданское дело по кассационной жалобе представителя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области по доверенности Р.

на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 8 февраля 2011 года, которым постановлено:

признать незаконным действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению учетного дела Кремлева Петра Степановича по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Обязать Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области принять учетное дело и включить Кремлева Петра Степановича в список ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, - получателей социальной выплаты на приобретение жилья на счет субвенций федерального бюджета,

У С Т А Н О В И Л А:

Кремлев П.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Комитета по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области.

В обоснование заявления указал, что он является ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В июле 2010 года он был принят на основании постановления администрации городского округа-города Волжского на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и признан получателем социальных выплат, имеющими право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Его учетное дело было направлено в администрацию Волгоградской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

В конце ноября 2010 года сотрудники Управления муниципальным жилищным фондом администрации городского округа-г. Волжский вручили ему письмо председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, согласно которому его учетное дело по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов было возвращено без исполнения в администрацию городского округа на том основании, что он не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Он считает, что данный отказ нарушает его законные права, гарантированные Законом РФ «О ветеранах» и другими законами. Поэтому просит восстановить его нарушенное право путем, признав действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области незаконными и обязав его включить в список ветеранов Великой Отечественной войны –получателей социальной выплаты на приобретение жилья.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области по доверенности Р.. оспаривает постановленное судом решение.

В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, выслушав представителя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области М.Е.Г.., поддержавшую доводы жалобы, представителя Кремлева П.С. – Т.., представителя администрации г. Волжского А.., возражавших по доводам жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

По смыслу указанной статьи решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства (ст. 11 ГПК РФ).

Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Принятое судом решение нельзя признать законным и обоснованным.

Судом первой инстанции при разрешении настоящего спора установлено, что Кремлев П.С. является ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области № 5600 от 21 июля 2010 года он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении при администрации городского округа-г. Волжский. Постановлением администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области № 6341 от 10 августа 2010 года Кремлев П.С. признан получателем социальных выплат, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах» и его учетное дело было направлено в администрацию Волгоградской области для предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Письмом от 8 ноября 2010 г. учетное дело Кремлева П.С. было возвращено Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области в администрацию городского округа без исполнения на том основании, что он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма.

Удовлетворяя заявление Кремлева П.С. и признавая действия Комитета по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что возвращая учетное дело Кремлева П.С., Комитет вышел за пределы своих полномочий.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он основан на неверном толковании закона.

Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. м; предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в п. 1 настоящего Указа.

В соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 10.08.2009 г. № 301-п «О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета» Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области определен как уполномоченный орган по предоставлению социальных выплат на приобретение или строительство жилья указанной категории граждан.

Пункт 9 Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов и приравненных к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета (в редакции постановлений администрации Волгоградской области от 8.02.2010 № 19 - п, от 1.03.2010 № 39 – п, от 11.10.2010 № 479 – п) наделяет Комитет по строительству и ЖКХ правом осуществлять проверку комплектности документов, находящихся в личных делах, производить расчет размера социальных выплат, готовить и предоставлять на утверждение Главе Администрации Волгоградской области проекта распоряжения об утверждении списка ветеранов, указанной выше категории, оформлять и передавать органам местного самоуправления для вручения гражданам гарантийные письма о предоставлении социальной выплаты.

Согласно п. 2.20 Положения о Комитете по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 30 декабря 2008 года № 1814 (в редакции от 24.03.2010 № 376 и от 28.07.2010 № 1177), Комитет является уполномоченным органом на территории Волгоградской области по координации деятельности органов местного самоуправления в сфере признания граждан малоимущими и учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Координация есть составная часть процессов управления, состоящая в согласовании, упорядочении действий разных частей управляемой системы.

Таким образом, проверяя комплектность документов и подготавливая проект распоряжения об утверждении списка ветеранов, Комитет, являясь координирующим органом, не мог не проверить основания возникновения у Кремлева П.С. права принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и при отсутствии такого права скоординировать действия органа местного управления в лице администрации городского округа – г.Волжский путем возврата личного дела с указаниями дальнейших действий.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из материалов дела усматривается, что Кремлев П.С. зарегистрирован и проживает в квартире <адрес>, собственником которой является его дочь Т..

В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что Кремлев П.С. является членом семьи собственника жилого помещения, общая площадь которого согласно копии лицевого счета составляет 50,8 кв.м. В квартире зарегистрировано 2 человека, в том числе Кремлев П.С. и его супруга М.Л.И.. Собственник квартиры Т.. в квартире не зарегистрирована.

Представитель истца Т.. в суде кассационной инстанции утверждала, что она зарегистрирована и проживает в квартире <адрес>, в которой зарегистрировано 5 человек и площадь квартиры составляет 70 кв.м.

Таким образом, размер общей площади, приходящейся на каждого члена семьи Кремлева П.С., составляет более 11 кв.м. установленной учетной нормы.

При таких обстоятельствах, вывод Комитета по строительству и ЖКХ Администрации Волгоградской области о том, что у Кремлева П.С. отсутствует право обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета является правомерным.

Ссылки суда на то обстоятельство, что решение о признания Кремлева П.С. получателем социальных выплат принято уполномоченным на то органом и не отменено в установленном законом порядке, не может свидетельствовать о неправомерности действий Комитета по строительству и ЖКХ Администрации Волгоградской области, поскольку, как указывалось выше, Комитет является координирующим органом для органа местного самоуправления в сфере учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и соответственно в его компетенции находится проверка обоснованности принятых в этой области решений.

Кроме того, учитывая, что Комитет по строительству и ЖКХ Администрации Волгоградской области готовит и предоставляет на утверждение Главе Администрации Волгоградской области проект распоряжения об утверждении списка ветеранов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, включение в указанный проект Кремлева П.С., который на сегодняшний день таким правом не обладает, свидетельствовало бы об утверждении Главой Администрации Волгоградской области заведомо незаконного распоряжения.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает необходимым, отменить решение суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение, которым Кремлеву П.С. в удовлетворении заявления отказать.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 8 февраля 2011 года отменить и не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение, которым Кремлеву Петру Степановичу в удовлетворении заявления об оспаривании действий Комитета по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области - отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Верно:

Судья Волгоградского

Областного суда Н.Г. Самойлова

1 апреля 2011 г.