Решение
Дата опубликования: 26 апреля 2011 г.
Ростовский областной суд
Судья Григорьев Д.Н. дело № 33-4944
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«14» апреля 2011 года город Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего: Зинкиной И.В.
судей: Михайлова Г.В., Корниловой Т.Г.
при секретаре: Головатенко И.Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Михайлова Г.В., гражданское дело по кассационной жалобе УФМС России по Ростовской области на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 22 декабря 2010 года,
установила:
УФМС России по Ростовской области обратилось в суд с иском к Теляковой В.И. об обязании заключить договор найма жилого помещения, ссылаясь на то, что 05 мая 2003 года между Теляковой В.И. и Управлением по делам миграции ГУВД Ростовской области был заключен договор найма жилого помещения из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев №, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, <адрес> Срок действия данного договора установлен с момента заключения до истечения срока действия статуса вынужденного переселенца у нанимателя.
Договором предусмотрено, досрочное расторжение в случае изменения балансодержателя жилого помещения с обязательным заключением новым балансодержателем жилого помещения нового договора на условиях настоящего договора. В 2008 году жилое помещение, в котором проживает ответчица, отнесено к категории постоянного жилья с правом приватизации. Истец обращает внимание на то, что ответчица уклоняется от заключения договора социального найма жилого помещения. Истец считает, что своими действиями ответчица нарушает права и законные интересы несовершеннолетних детей, которым это право предоставлено законодательством, а так же УФМС РФ по РО, поскольку Управление обязано нести расходы по содержанию жилого помещения, а такой статьи расходов не имеет.
С учетом изложенного, УФМС России по Ростовской области, просило обязать ответчицу заключить договор найма жилого помещения расположенного по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, <адрес>, на состав семьи: Т.А. 1993 года рождения, Т.Н. 1997 года рождения.
В судебном заседании истец иск поддержал, просил удовлетворить.
Ответчица в судебном заседании иск не признала, пояснила, что при заключении договора найма жилого помещения, перестанет решаться вопрос о ее переселении, поскольку она утратит статус вынужденного переселенца.
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 22 декабря 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано.
УФМС России по Ростовской области подало кассационную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного при не правильном толковании норм материального права. В обоснование жалобы кассатор указывает, что суд применил норму ст. 421 ГК РФ, которой предусматривается свобода заключения договора и не допускается понуждение к заключению договора, однако не учел, что обязанность заключения договора социального найма предусмотрена договором от 05 марта 2003 года и ЖК РФ. В соответствии с действующим законодательством сторона при окончании срока действия договора социального найма обязана в месячный срок освободить жилое помещение, однако ответчица продолжает проживать в нем.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, выслушав ответчицу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что <адрес> в г. Новочеркасске является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении УФМС России по РО, на основании договора купли-продажи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
С 1999 года в указанной квартире проживает семья вынужденного переселенца Теляковой В.И., состоящая в администрации г. Новочеркасска на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании договора найма жилого помещения из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев № от ДД.ММ.ГГГГ.
Совместно с Теляковой В.И. проживают двое несовершеннолетних детей-сирот, опекаемые нанимателем: Т.Н., 1997 года рождения, Т.А., 1993 года рождения.
Судом установлено, что согласно п. 3.1.3 договора найма жилого помещения из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев № от ДД.ММ.ГГГГ Телякова В.И., а также члены ее семьи могут проживать в квартире на период действия статуса вынужденного переселенца с условиями ежегодного его продления до тех пор, пока органы местной власти не решат вопрос о предоставлении постоянного жилья.
В соответствии с протоколом № о продлении срока действия статуса Теляковой В.И. и членам ее семьи Т.А., Т.Н. продлен статус вынужденного переселенца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
В настоящее время жилое помещение, в котором проживает Телякова В.И. отнесено к категории постоянного жилья, с правом приватизации. Указанное жилье аварийными или непригодными для проживания не является и не признано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для понуждения к заключению договора.
Судебная коллегия согласна с выводами суда.
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 11 Закон РФ от 19 февраля 1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев предназначен для проживания вынужденных переселенцев в течение срока действия статуса вынужденного переселенца. К фонду жилья относятся дома, квартиры, общежития, другие жилые помещения.
Жилое помещение из фонда жилья не подлежит приватизации, обмену, бронированию, сдаче в поднайм, аренду или субаренду. Лицу, проживающему в указанном жилом помещении, не разрешаются раздел занимаемой им жилой площади и вселение временных жильцов без разрешения на то территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08 ноября 2000 N 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» предоставление вынужденным переселенцам из государственного и муниципального фондов жилых помещений для постоянного проживания осуществляется на основании решения, принятого органом местного самоуправления в порядке очередности исходя из даты принятия на учет.
Жилые помещения для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых принимал участие территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, предоставляются вынужденным переселенцам по мере их строительства (приобретения), как правило, на территории населенного пункта по месту принятия вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье). Решение о предоставлении вынужденным переселенцам указанных жилых помещений принимается органом местного самоуправления совместно с территориальным органом Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации.
Орган местного самоуправления на основании решения о предоставлении вынужденному переселенцу жилого помещения для постоянного проживания оформляет соответствующие документы на вселение (ордер, договор найма жилого помещения).
На основании изложенных норм судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции относительно отсутствия оснований к понуждению заключения договора социального найма, поскольку в договоре, на который ссылается кассатор, говорится об обязании заключить договор с новым собственником жилого помещения на тех же условиях. Однако истец просит заключить договор социального найма, условия которого отличаются от заключенного договора найма специализированного помещения, соответственно ссылка кассатора на обязанность заключения договора с новым собственником на тех же условиях подлежит отклонению, поскольку не состоятельна и опровергается материалами дела.
Судебная коллегия полагает, что договор о заключении которого просит истец, является иным договором нежели договор найма, на основании которого ответчица проживает в жилом помещении, в связи с чем и в соответствии с действующим законодательством не допускается понуждение к заключению договора.
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, поскольку выводы суда относительно заявленного требования постановлены в соответствии с действующим законодательством и установленными по делу обстоятельствами.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается судом первой инстанции, поскольку заявленный иск не может быть удовлетворен ввиду отсутствия правовых оснований, а ссылка на условия договора опровергаются самим договором, поскольку договор, указанный в требованиях иска отличается по предмету и основанию от договора, на который идет ссылка истцовой стороны. На основании изложенного судебная коллегия полагает, что суд в рамках заявленных требований, верно пришел к выводу о постановлении отказа в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Доводы жалобы следует признать несостоятельными, поскольку мотивы и правовые основания спора, изложенные в решении суда подробно и правильно, с анализом всех имеющихся доказательств, ссылкой на закон, оснований для признания произведенной судом оценки доказательств неправильной, о чем ставится в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила :
Решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 22 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу УФМС России по Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: