Решение
Дата опубликования: 26 апреля 2011 г.
Ростовский областной суд
Судья К. Дело № 33-5647
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 апреля 2011 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи: Хейло И.Ф.
Судей: Нестеровой Е.А., Баташевой М.В.
При секретаре: Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ж.. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе Ростовской области о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с связи с прохождением воинской службы
по кассационной жалобе Ж. на решение Октябрьского районного суда Ростовской области от 15.02.2011 г.,
Заслушав доклад судьи Баташевой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ж. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе Ростовской области, просил признать отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе Ростовской области в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, обязать ответчика включить время прохождения воинской службы в районах Крайнего Севера на атомных подводных лодках, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в специальный трудовой стаж для досрочного назначения пении по старости, обязать назначить льготную пенсию с учетом специального трудового стажа, взыскать компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указывал, что отказ ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе Ростовской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости со ссылкой на ФЗ от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» во включении в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период прохождения военной службы в районах Крайнего Севера на атомных подводных лодках со специальными энергетическими установками с 01.12.1981 года по 12.04.1985 года, а также период прохождения военной службы по контракту во время участия в контеррористических операциях на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья с 30 мая 2000 года по 23 ноября 2000 года в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда является незаконным.
Истец указывал, что его общий специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии составляет 12 лет 8 месяцев 24 дня, из расчета 3 года 2 месяца дней - служба в ВС СССР на атомных подводных лодках с 01.12.1981г. по 09.04.1985г.; 8 лет 8 месяцев 24 дня - работа на Буровых вышках с 27.05.1985г. по 11.03.1994г.; 6 месяцев за участие в боевых действиях на территории Северного Кавказа с 30.05.2000г. по 29.11.2000г.
Пенсионным органом необоснованно не учтены требования закона РСФСР от 20.11.1990г., Указа Президента РФ от 23.09.1999г. №1255 «О мерах по повышению эффективности контрртерорристических операциях», а также Постановления Правительства РФ от 28.10.1999г. №1197-68 «О предоставлении дополнительных гарантий военнослужащим, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона РФ», нарушено постановление Правительства РФ от 9.02.2004г. № 65 п. 4 «О дополнительных гарантиях военнослужащим, участвующих в контртеррористических операциях на территории Севере - Кавказского Региона РФ», нарушен Федеральный Закон РФ «О статусе военнослужащих от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ».
Применение положений Федеральным Законом № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях» является неправомерным, противоречащим Закону «О статусе военнослужащих», в связи с тем, что весь его льготный стаж был выработан до вступления в силу Закона 173-Ф3. В соответствии с Постановлением Минтруда России от 17 октября 2003г. № 70 в стаж включаются все периоды, которые засчитывались в специальный стаж по законодательству, действующему во время прохождения воинской службы и осуществления трудовой деятельности.
В связи с изложенным, он требует от ответчика произвести расчет льготной пенсии в соответствии с Законом о Государственных пенсиях СССР от 14 июля 1956 года, так как его льготный стаж был выработан во время действия данного закона. На момент осуществления службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав в области пенсионного обеспечения.
Кроме того, истец указывал, что ответчиком неверно установлено право на пенсию в соответствии ст. 27 Закона № 173-Ф3 от 21.07.2001г. к 2015 году по достижению им 55- летнего возраста. Время его работы на Крайнем Севере составляет 8 лет 9 месяцев 12 дней, что означает уменьшение возраста выхода на пенсию на 2 года 11 месяцев. Суммирование 3 года 6 месяцев с 2 годами 11 месяцами составляет уменьшение возраста выхода на пенсию на 6 лет 5 месяцев, что соответствует 53 годам 7 месяцам.
Решением Октябрьского районного суда Ростовской области от 15.02.2011 г. в удовлетворении иска Ж. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Ж. ставит вопрос об отмене решения суда по мотивам незаконности и необоснованности по тем основаниям, что судом нарушены положения части 2 статьи 6,части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18,19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ, предполагающие правовую определенность и связанною с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимую для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определением от 5 ноября 2002 года № 320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионное право до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Вышеизложенное также подтверждается Постановлением Министерства Труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 года № 70, где отмечено, что при исчислении продолжительности специального стажа для определения права на досрочную пенсию по ст. 27 и 28 Закона № 173-Ф3 в указанный стаж включаются все периоды, которые засчитывались в специальный стаж по законодательству, действовавшему во время выполнения данной работы, с применением действовавших правил подсчета ( в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Периоды засчитываются в случае, если весь специальный стаж был выработан до вступления в силу новых законов, а исчисление стажа по прежним правилам не зависит оттого, сколько лет специального стажа было выработано на 1 января 2002года.
В указанный спорный период времени действовал Закон о Государственных пенсиях в СССР от 14 июля 1956 года, предусматривающий если при увольнении с военной службы не было приобретено право на получение пенсии, установленной для военнослужащих, может назначаться пенсия по настоящему закону на основаниях, установленных для рабочих и служащих. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР №2696-1086 от 25.06.49 года льготную выслугу лет(один год за полтора) за службу в отдаленной местности г. Мурманска -152 Мурманской области и льготную выслугу лет на пенсию (один год за два) за службу на Подводной Лодке со Специальными Энергетическими Установками в соответствии с приказом Министерства Обороны СССР № 20 от 19.01.80 года подлежит включению в специальный трудовой стаж в связи с особыми условиями труда, для назначения льготной пенсии по старости.
По мнению кассатора, суд необоснованно руководствовался Постановлением Правительства РФ от 24.04.2003 г. №239, согласно которому работа в воинских должностях не предусмотрена включению в стаж работ, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Судом незаконно был проигнорирован Пункт 2 данного постановления. Действие настоящего Постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.
В соответствии со списком №1 Постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 предусмотрена работа на транспортных атомных реакторах, а на Атомных подводных Лодках имеется в наличии от 2 до 4 транспортных атомных реакторов. А также списком №1 предусмотрена работа на складах и в хранилищах радиоактивных веществ. На Атомных подводных Лодках складируется и хранится до 24 атомных боеголовок начиненных радиоактивным веществом. В связи с чем, ежемесячно к военному окладу была предусмотрена денежная надбавка в размере 60 % за службу в особых условиях.
На день увольнения с военной службы 13 февраля 2004 года, согласно ФЗ РФ №4468-1 (О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу) истец имел в наличие общий трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет. Но в связи с тем, что на день увольнения не достиг 45 летнего возраста пенсия за выслугу лет ему назначена не была.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по следующим основаниям.
С 01.01.2002 г. вступили в силу Федеральные законы от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", четко разграничившие условия и нормы пенсионного обеспечения различных категорий граждан.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также принятые во исполнение данного Закона Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. №516, не предусматривают включение периодов военной службы в армии в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.11 Федерального закона от Российской 17.12.2001г. № 173-Ф3 период прохождения военной службы засчитывается только в страховой стаж, который представляет собой учитываемую при определении права на трудовую пенсию суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Также работа в воинских должностях не предусмотрена и Списками № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными Постановлением Кабинета Министров от 26.01.1991г. №10, которые применяются при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.1 и 2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.07.2002г. №537 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2003г. №239).
Таким образом, проанализировав законодательство, действующее в сфере пенсионного регулирования, суд первой инстанции пришел к выводу, что на 21.07.2010 года льготный стаж по Списку№1 у Жуковского Ю.Г. отсутствует, страховой стаж составляет 28 лет 2 мес. 7 дней, в связи с чем, право на пенсию у истца возникает только с 21.07.2015 года.
При этом суд указывает на то обстоятельство, что военная служба является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей», определяющего условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся по аналогичным параметрам от трудовых пенсий.
Нормы Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ориентированы и распространяются только на гражданских лиц, уровень пенсионного обеспечения которых существенно ниже уровня пенсионного обеспечения военнослужащих.
Законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии у истца права на назначение досрочно трудовой пенсии по старости, поскольку при разрешении возникшего спора суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на материалах дела и требованиях действующего пенсионного законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая правовая оценка, не могут быть приняты в качестве основания к отмене постановленного по делу решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм пенсионного законодательства, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 361-366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Ростовской области от 15.02.2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Ж. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: