Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дата опубликования: 19 мая 2011 г.

Волгоградский областной суд

Судья – Попова Е.В. Дело № 33-5046/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград «04» мая 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мун Г.И.,

судей Гантимурова И.А., Сафоновой Л.И.,

при секретаре Трусовой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дубцовой Валентины Константиновны к Комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области о признании отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения незаконным, возложении обязанности по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилого помещения в установленном законом порядке,

по кассационной жалобе ответчика Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области

на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 10 февраля 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Дубцовой Валентины Константиновны к Комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области о признании отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения незаконным, возложении обязанности по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилого помещения в установленном законом порядке – удовлетворить.

Признать отказ Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области в предоставлении Дубцовой Валентине Константиновне социальной выплаты на приобретение жилого помещения - незаконным.

Обязать Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области предоставить Дубцовой Валентине Константиновне социальную выплату на приобретение жилого помещения в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в установленном законом порядке».

Заслушав доклад судьи Гантимурова И.А., выслушав представителя ответчика Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области – по доверенности Ракшина А.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя истца Дубцовой В.К. – по доверенности Борисенко Н.М., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Дубцова В.К. обратилась в суд с исковым заявлением к Комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области (далее – Комитет) о признании отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения незаконным, возложении обязанности по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилого помещения в установленном законом порядке.

В обоснование иска указала, что согласно Постановления главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ она принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и включена в единый общий список а также включена в список граждан по категориям, определенным федеральными законами, указами Президента РФ, в том числе полномочия по обеспечению жилыми помещениями которых за счет средств федерального бюджета переданы Волгоградской области, под . Распоряжением начальника управления по жилищной политике Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ она признана получателем социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенций федерального бюджета. Однако, ДД.ММ.ГГГГ Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области возвратил ее заявление и документы на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения, поскольку в соответствии с разъяснением Минрегиона России (письмо № 10496-СК/07 от 19.03.2010 г.) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны не подлежат обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Считает такие действия Комитета незаконными и нарушающими ее право на получение мер социальной поддержки, установленное законом.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.

В обоснование жалобы указал на нарушение и неправильное применение судом норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Дубцова В.К. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.

Постановления главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ Дубцова В.К. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и включена в единый общий список , а также включена в список граждан по категориям, определенным федеральными законами, указами Президента РФ, в том числе полномочия по обеспечению жилыми помещениями которых за счет средств федерального бюджета переданы Волгоградской области, под

Распоряжением начальника управления по жилищной политике Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ она признана получателем социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенций федерального бюджета.

ДД.ММ.ГГГГ Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области возвратил ее заявление и документы на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения, поскольку в соответствии с разъяснением Минрегиона России (письмо № 10496-СК/07 от 19.03.2010 г.) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны не подлежат обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

В соответствие с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствие с подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к числу мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам войны относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствие с подп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к числу мер социальной поддержки, предоставляемых участникам Великой Отечественной войны относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 1).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 2).

В соответствие с подп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, в частности, инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

При этом статьей 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» также предусмотрено, что по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п. 3.1).

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11).

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11.1).

Во исполнение Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» пунктом 1 Постановления Администрации Волгоградской области от 10.08.2009 г. № 301-п «О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета» установлено, что реализация мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в бюджет Волгоградской области, осуществляется по их выбору в форме: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений; предоставления жилых помещений на праве собственности; предоставления жилых помещений по договору социального найма.

Пунктом 3 этого же Постановления Администрации Волгоградской области от 10.08.2009 г. № 301-п Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области определен уполномоченным органом по предоставлению социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений, предоставлению жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета; Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области - органом, ответственным за формирование сводного списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет, обладающих правом на меры социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

При этом пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Следовательно, в силу приведенных правовых норм несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, также, наряду с ветеранами Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

При этом письмом Министерства регионального развития Российской Федерации РФ от 19.03.2010 г. № 10496-СК/07 «По вопросу обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны» было дано следующее разъяснение по вопросу обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны: пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Таким образом, указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» не подлежат.

Между тем, данное разъяснение противоречит положению пункта 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, которое содержит прямое указание на то, что вышеуказанная категория граждан в части получения мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в полном объеме приравнена к участникам Великой Отечественной войны.

При этом ни Указом Президента РФ, ни тем более письмом Минрегиона не могут вводиться нормы, ограничивающие право указанной категории граждан, предусмотренное Федеральным законом.

Кроме того, письмо Министерства регионального развития Российской Федерации РФ от ДД.ММ.ГГГГ. , вводящее такое ограничение, официально в установленном порядке опубликовано не было, а потому не носит характер нормативного правового акта.

При таких данных суд обоснованно пришел к выводу о том, что отказ Комитета в предоставлении Дубцовой В.К. социальной выплаты на приобретение жилого помещения противоречит приведенным нормам закона, закрепившим ее право как несовершеннолетнего узника фашизма, на получение мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах.

В этой связи судом постановлено правильное решение об удовлетворении заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы о том, что у Комитета отсутствуют денежные средства для реализации своих полномочий, финансирующихся за счет средств федерального бюджета, по обеспечению жильем лиц в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 714, являются несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не может служить препятствием для предоставления Дубцовой В.К. соответствующих мер социальной поддержки, определенных законом. При этом, исполнение соответствующей обязанности Комитетом не исключает последующего взыскания им соответствующих денежных средств из федерального бюджета, в том числе в судебном порядке.

Также являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что письмо Минрегиона является письменным уведомлением, направленным в рамках Соглашения № 350/07 «О предоставлении в 2009 году субвенций из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию полномочий Российской Федерации в области полного обеспечения жильем до 01.05.2010 года ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны», заключенного 23.06.2009 года между Администрацией Волгоградской области и Минрегионом России, а потому обязательным для исполнения Комитетом, поскольку содержание такого Соглашения не может служить основанием для отказа в предоставлении Дубцовой В.К. соответствующих мер социальной поддержки, право на получение которых за ней закреплено законом.

При разрешении спора судом правильно применены нормы материального права, правильно установлены спорные правоотношения и обстоятельства дела на основании представленных сторонами доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, которым судом была дана надлежащая оценка в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ. Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом при рассмотрении дела не допущено.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, и руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 10 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи: