Решение
Дата опубликования: 19 мая 2011 г.
Волгоградский областной суд
Судья Осадчий Я.А. гр. дело № 33-5766/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 мая 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Мун Г.И.,
судей: Сафоновой Л.И., Коваленко Е.Н.
при секретаре: Бакаевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.О.А. к Администрации Волгограда о признании нуждающимся в жилом помещении, понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
По кассационным жалобам представителя департамента финансов администрации Волгограда по доверенности ФИО7 и представителя администрации Волгограда по доверенности ФИО8
на решение Центрального районного суда г.Волгограда от 11 января 2011 года, которым постановлено:
«Исковые требования П.О.А. к Администрации Волгограда о признании нуждающимся в жилом помещении, понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Признать П.О.А. нуждающимся в жилом помещении.
Обязать Администрацию Волгограда предоставить П.О.А. на семью из трех человек, включая супругу, одного несовершеннолетнего ребенка, по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям площадью не менее 36 кв.м. и не более 54 кв.м.»
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Л.И. Сафоновой, выслушав П.О.А. и его представителя Л.А.А., возражавших по доводам кассационной жалобы, представителя ГУВД по <адрес> И.С.И., поддержавшую кассационную жалобу, судебная коллегия
Установила:
П.О.А. обратился в суд с иском к Администрации Волгограда о признании нуждающимся в жилом помещении, понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указал, что он проходит службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит в должности участкового уполномоченного милиции ОУУМ МОБ ОМ № УВД по <адрес>.
Проживает с семьей в составе: он, супруга – П.О.С., ДД.ММ.ГГГГг.р., дочь П.Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в арендуемом доме по адресу <адрес>. Он, а также члены его семьи собственного жилья не имеют.
Считает, что у него имеются основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, и в соответствии со ст. 30 Закона «О милиции» он имеет право на предоставление ему и его семье жилого помещения в виде отдельной квартиры.
В ходе рассмотрения дела в качестве третьего лица к участию в деле привлечен Департамент финансов Администрации <адрес>, ГУВД по <адрес>.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования, просил признать его нуждающимся в жилом помещении и обязать Администрацию Волгограда предоставить ему по договору социального найма жилое помещение на семью из трех человек по нормам предоставления жилой площади жилого помещения общей площадью не менее 12 кв. метров на одного человека.
Судом постановлено выше приведенное решение.
В кассационных жалобах представитель департамента финансов администрации Волгограда по доверенности ФИО7 и представитель администрации Волгограда по доверенности ФИО8 оспаривают законность и обоснованность принятого судом решения и просят его отменить, указывая на то, что суд не применил к данным правоотношениям закон, подлежащий применению, а именно ст.49, п.5 ч.1 ст.14 ЖК РФ, а также указывает, что органы местного самоуправления Волгограда не наделялись государственными полномочиями по обеспечению жильем участковых уполномоченных милиции.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями ст.ст. 49, 50, 51 ЖК РФ, ст. 30 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О милиции».
В соответствие с частями 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствие со ст. 30 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При разрешении спора судом установлено, что П.О.А. проходит службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит в должности участкового уполномоченного милиции ОУУМ МОБ ОМ № УВД по <адрес>.
Своего жилья он не имеет и проживает с семьей в составе: он, супруга – П.О.С., ДД.ММ.ГГГГг.р., дочь П.Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в арендуемом доме по адресу <адрес>.
П.О.А. предоставлена временная регистрация по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> в ГУ СО «Кировский комплексный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства».
Супруга истца – П.О.С., ДД.ММ.ГГГГг.р., дочь истца П.Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрированы по адресу: <адрес>, в доме, принадлежащем матери супруги.
Указанные обстоятельства подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании, показаниями лиц, участвующих в деле, которым судом дана правовая оценка.
Кроме того как установлено судом и следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ руководство ОМ-7 УВД по <адрес> направило обращение на имя Главы администрации <адрес> о признании П.О.А. нуждающимся в жилом помещении и предоставлении жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ истец обращался с письменным заявлением на имя руководителя управления по жилищной политике администрации <адрес> о признании нуждающимся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением по жилищной политике администрации <адрес> П.О.А. отказано в выделении благоустроенного жилого помещения.
До настоящего времени П.О.А. не признан нуждающимся в жилом помещении и ему не предоставлено благоустроенное жилое помещение на семью из трех человек.
Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде в размере не менее 12 кв. м и не более 18 кв. м общей площади на одного человека.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о том, что П.О.А. в составе семьи из трех человек, включая супругу является нуждающимся в улучшении жилищных условий и правильно удовлетворил требования истца, возложив обязанность на Администрацию <адрес> предоставить ему на состав семьи из трех человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в муниципальном жилищном фонде <адрес> в виде отдельной квартиры, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 36 кв. м и не более 54 кв. м.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к оспариванию обязанности органа местного самоуправления по предоставлению жилого помещения истцу на его состав семьи, проверялись судом первой инстанции, и не нашли своего подтверждения.
Сама по себе часть первая ст. 30 Закона Российской Федерации "О милиции" непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции ж ильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьей 1 Положения "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ", утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 209, местная милиция входит в структуру МВД РФ, управлений внутренних дел краев, областей.
Приложение N 2 к вышеназванному Указу содержит Перечень подразделений милиции общественной безопасности с указанием бюджетов, за счет которых осуществляется финансирование их профессиональной деятельности. Финансирование предоставления жилья, а также компенсация расходов на его приобретение в данном Перечне не предусмотрены.
В свою очередь, согласно положениям ст. 30 Закона Российской Федерации "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Возложение обязанности на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений сотрудникам милиции по смыслу части 2 статьи 132 Конституции РФ предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации).
На основании представленных доказательств, которым дана оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права, регулирующие возникшие отношения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
решение Центрального районного суда г.Волгограда от 11 января 2011 года – оставить без изменения, кассационные жалобы представителя департамента финансов администрации Волгограда по доверенности ФИО7 и представителя администрации Волгограда по доверенности ФИО8 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: