Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дата опубликования: 12 мая 2011 г.

Краснодарский краевой суд

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции

«10» мая 2011 года г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Корныльева И.Г., рассмотрев надзорную жалобу администрации города Сочи, поступившую в краевой суд 04 февраля 2011 года, на решение Центрального районного суда г. Сочи от 20 сентября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 ноября 2010 года по делу по заявлению Слюсарь Николая Васильевича об оспаривании действий администрации города Сочи,

У С Т А Н О В И Л:

Слюсарь Н.В. обратился в суд с заявлением о признании действий администрации города Сочи незаконными, выразившихся в отказе предоставить ему земельный участок площадью 299 кв. м на праве аренды, расположенный в кадастровом квартале по адресу: <адрес обезличен>.

Слюсарь Н.В. просил понудить Территориального отдела по городу-курорту Сочи управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю провести кадастровые работы и поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 299 кв. м, расположенный в кадастровом квартале и примыкающий к земельному участку с кадастровым номером 23:49:0201017:9 по адресу: <адрес обезличен>; просил понудить Департамента имущественных отношений администрации г. Сочи включить в реестр объектов муниципальной собственности города - курорта Сочи указанный земельный участок площадью 299 кв. м, и предоставить выписки из реестра объектов муниципальной собственности; просил понудить Территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать договор аренды на испрашиваемый земельный участок площадью 299 кв. м.

В обоснование заявленных требований Слюсарь Н.В. указал, что он обращался в администрации города Сочи с просьбой предоставить указанный земельный участок ему в аренду, но ему отказали, считает данные действия администрации города Сочи не незаконными, в связи с чем обратился в суд с заявлением.

В судебном заседании Слюсарь Н.В. уточнил заявленные требования, просил обязать администрацию города Сочи утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ИЖС по <адрес обезличен>; обязать администрацию города Сочи предоставить ему в аренду на 49 лет для ИЖС земельный участок площадью 299 кв. м в кадастровом квартале 23:49:02010017, расположенный по адресу: <адрес обезличен> заключив с ним договор аренды на 49 лет на вышеуказанный земельный участок.

Решением Центрального районного суда г. Сочи от 20 сентября 2010 года заявление удовлетворено, на администрацию города Сочи возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ИЖС по <адрес обезличен>

На администрацию города Сочи возложена обязанность предоставить Слюсарь Н.В. в аренду на 49 лет для ИЖС земельный участок площадью 299 кв. м в кадастровом квартале 23:49:02010017, расположенный по адресу: <адрес обезличен> заключив со Слюсарь Николаем Васильевичем договор аренды на 49 лет на вышеуказанный земельный участок.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 ноября 2010 года решение суда оставлено без изменения.

В надзорной жалобе администрация города Сочи просит судебные постановления, состоявшиеся по делу отменить, дело направить на новое рассмотрение, в жалобе указывает на существенное нарушение судом норм материального и процессуального права, выразившееся в том, что судом не учтено, что заявителю было отказано в согласовании схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ИЖС по <адрес обезличен> и данный отказ не был им обжалован, Слюсарь Н.В. не обращался в орган местного самоуправления о предоставлении ему спорного земельного участка.

07 февраля 2011 года дело истребовано в Краснодарский краевой суд.

06 апреля 2011 года дело поступило в Краснодарский краевой суд.

Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Оснований для передачи надзорной жалобы представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании в президиум Краснодарского краевого суда не имеется.

Судом установлено, что Слюсарь Н.В. на праве собственности принадлежит жилой <адрес обезличен>.

За указанным жилым домом закреплен земельный участок площадью 566 кв. м, предоставленный заявителю в аренду сроком на 49 лет, кадастровый номер земельного участка .

Слюсарь Н.В. обратился в администрацию города Сочи с заявлением о предоставлении ему дополнительно земельный участок площадью 299 кв. м в аренду до 2055 года (л.д. 23), изменив границы землепользования, выделенного ему земельного участка и утвердив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории ИЖС по <адрес обезличен> (л.д. 26).

В удовлетворении заявлений Слюсарь Н.В. было отказано.

Удовлетворяя заявленные требования Слюсарь Н.В., суд в решении правильно указал, что администрация города Сочи необоснованно отказала заявителю в предоставлении ему дополнительно земельный участок площадью 299 кв. м в аренду и изменении границы землепользования.

В ходе судебного разбирательства было выяснено, что в 2008 г. Слюсарь Н.В. подготовил проект границ, а ООО «Служба заказчика» по заявлению заявителя подготовила в установленном порядке схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ИЖС площадью 865 кв.м., с учетом земельного участка площадью 299 кв.м., присоединяемой из состава земель государственной собственности, находящегося в кадастровом квартале 23:49:02010017, согласована Главой администрации Центрального района города Сочи, архитектором Центрального района г. Сочи, иными службами города.

Из писем заместителя Главы администрации Центрального района от **.**.**** и от **.**.**** следует, что заявителю отказано в утверждении схемы расположения границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен> на том основании, что статья Федерального закона № 78-ФЗ, на основании которой происходит упорядочение существующих объектов землеустройства путем изменения границ таких объектов, признана утратившей силу.

Судом сделан правильный вывод, что данный отказ не основан на законе, поскольку статья 16 Федерального закона № 78-ФЗ утратила силу 13 мая 2008 года, а Слюсарь Н.В. с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, первоначально обратился в администрацию Центрального района г. Сочи для подготовки проекта границ испрашиваемого земельного участка в январе 2008 года.

При рассмотрении дела суд обоснованно учел, что, ответчиком не представлено доказательств того, что испрашиваемый участок относится к землям, ограниченным в обороте, изъятым из оборота и другим, неподлежащим приватизации землям, решение о резервировании земельного участка для государственных нужд не принималось.

В соответствии с частью 7 статьи 37 Земельного кодекса РФ - в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном земельном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина... в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровые работы и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.

Учитывая данное требование закона, суд с учетом собранных по делу доказательств обоснованно в решении указал, что законных оснований для отказа в утверждении и выдаче Слюсарь Н.В. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в целях проведения его кадастрового учета у администрации города не имелось, признав указанные действия органа местного самоуправления незаконными.

В силу статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, регулирующей особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенной в действие с 1 октября 2005 года - предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

При поступлении заявления от гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня получения заявления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

После выполнения указанной процедуры и в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом пункта 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Обязательным условием предоставления земельного участка в аренду для жилищного строительства являлась публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в определенном периодическом печатном издании.

Из материалов дела следует, что решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка органом местного самоуправления не принималось, аукцион не был проведен.

Учитывая указанные обстоятельства, суд правильно указал, что администрация г. Сочи имела возможность заключить с заявителем договор аренды как с первым претендентом на данный участок.

Кроме того, при рассмотрении дела обоснованно было учтено, что Слюсарь Н.В. принимал меры по благоустройству данного участка, проводил противооползневые мероприятия, поскольку он непосредственно примыкает к его земельному участку, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом.

В судебном заседании Слюсарь Н.В. утверждал, что он потратил личные сбережения на проведение противооползневых мероприятий, поскольку существует угроза разрушения его жилого дома, требуется проведение и других действий, связанных с инженерной защитой данной территории.

Данные утверждения заявителя не были опровергнуты в судебном заседании представителем администрация г. Сочи.

При таких обстоятельствах, судом не допущено нарушений норм материального, либо процессуального права, служащих, в силу ст. 387 ГПК РФ, основанием к отмене судебных постановлений.

Руководствуясь ст. 383 ГПК РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л :

В передаче надзорной жалобы представителя администрация г. Сочи на решение Центрального районного суда г. Сочи от 20 сентября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 ноября 2010 года по делу по заявлению Слюсарь Николая Васильевича об оспаривании действий администрации города Сочи отказать.

Судья Краснодарского краевого суда И.Г.Корныльева