Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дата опубликования: 28 апреля 2011 г.

Волгоградский областной суд

Судья Рыжова Л.А. гражданское дело № 33-4328/11

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

1 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Манаенковой Е.Н.,

судей Самойловой Н.Г., Павловой Л.А.,

при секретаре Пахотиной Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Самойловой Н.Г.,

гражданское дело по кассационной жалобе представителя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области по доверенности Р.А.А.

на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 9 февраля 2011 года, которым постановлено:

признать заявление Фимина Евгения Михайловича о признании незаконными действий Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению учетного дела Фимина Евгения Михайловича по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов обоснованным, обязать Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области для восстановления в полном объеме нарушенных прав заявителя и устранения препятствий к их осуществлению принять учетное дело Фимина Евгения Михайловича в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Отказать в удовлетворении требований Фимина Евгения Михайловича о понуждении Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области выдать субсидию на приобретение жилья как ветерану Великой Отечественной войны 1941-1945 годов,

У С Т А Н О В И Л А:

Фимин Е.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, указав в обоснование заявления, что он является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, постановлением администрации городского округа – город Волжский № 1905 от 15 марта 2010 года он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма при администрации городского округа – г. Волжский, постановлением №4494 от 09 июня 2010 года признан получателем социальных выплат, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» и его учетное дело было направлено в комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области администрацию Волгоградской области для предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В ноябре 2010 года сотрудники управления муниципальным жилищным фондом администрации городского округа-город Волжский вручили ему письмо от 08 ноября 2010 года за подписью председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, в котором указано, что его учетное дело по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов было возвращено без исполнения в администрацию городского округа на том основании, что он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма. Считает, что данный отказ нарушает его законные права, гарантированные Законом РФ «О ветеранах» и другими законами, Комитет по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству, возвращая его учетное дело, вышел за пределы своих полномочий, так как на него не возложены полномочия по решению вопроса о признании граждан нуждающимися в жилом помещении, данные вопросы отнесены к ведению органов местного самоуправления. Кроме того, он зарегистрирован с 20 августа 2002 года и проживает в квартире, собственниками которой является Т.Т.Е.. и Т.М.В.., кроме него в квартире проживают собственники, муж Т.Т.Е..- Т.В.А.., внучка ФИО26., правнучка Г.Ю.А.., правнуки В.А.Р.. и В.Е.Р.., правнучка В.Т.В.., членами их семьи он не является, право на проживание, а также в собственности других жилых помещений не имеет. Такие действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области он считает незаконными, просил суд устранить нарушение его прав, признать незаконными действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению его учетного дела по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обязать Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области включить его в список ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним, проживающих на территории Волгоградской области получателей социальной выплаты на приобретение жилья за счет субвенций федерального бюджета.

Впоследствии Фимин Е.М. уточнил заявленные требования, просил устранить нарушение его прав, признать незаконными действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению его учетного дела по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обязать Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области выдать ему субсидию на приобретение жилья как ветерану Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по доверенности Р.А.А.. оспаривает постановленное судом решение.

В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, выслушав представителя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области М.Е.Г.., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции при разрешении настоящего спора установлено, что Фимин Е.М. является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Постановлением администрации городского округа – г. Волжский № 1905 от 15 марта 2010 года Фимин Е.М. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма при администрации городского округа – г. Волжский (л.д. 41). Постановлением администрации городского округа – г. Волжский № 4494 от 09 июня 2010 года он признан получателем социальных выплат, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» (л.д. 45) и его учетное дело было направлено в Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области для предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

08 ноября 2010 года письмом за подписью председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области его учетное дело по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов было возвращено без исполнения в администрацию городского округа на том основании, что он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, о чем он был поставлен в известность управлением муниципальным жилищным фондом администрации городского округа - г. Волжский.

Удовлетворяя заявление Фимина Е.Г. и признавая действия Комитета по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что возвращая учетное дело Фимина Е.Г., Комитет вышел за пределы своих полномочий.

Однако судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. м; предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в п. 1 настоящего Указа.

В соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 10.08.2009г. № 301-п «О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета» Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области определен как уполномоченный орган по предоставлению социальных выплат на приобретение или строительство жилья указанной категории граждан.

Пункт 9 Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов и приравненных к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета (в редакции постановлений администрации Волгоградской области от 8.02.2010 № 19 - п, от 1.03.2010 № 39 – п, от 11.10.2010 № 479 – п) наделяет Комитет по строительству и ЖКХ правом осуществлять проверку комплектности документов, находящихся в личных делах, производить расчет размера социальных выплат, готовить и предоставлять на утверждение Главе Администрации Волгоградской области проекта распоряжения об утверждении списка ветеранов, указанной выше категории, оформлять и передавать органам местного самоуправления для вручения гражданам гарантийные письма о предоставлении социальной выплаты.

Согласно п. 2.20 Положения о Комитете по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 30 декабря 2008 года № 1814 (в редакции от 24.03.2010 № 376 и от 28.07.2010 № 1177), Комитет является уполномоченным органом на территории Волгоградской области по координации деятельности органов местного самоуправления в сфере признания граждан малоимущими и учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Координация есть составная часть процессов управления, состоящая в согласовании, упорядочении действий разных частей управляемой системы.

Таким образом, проверяя комплектность документов и подготавливая проект распоряжения об утверждении списка ветеранов, Комитет, являясь координирующим органом, не мог не проверить основания возникновения у Фимина Е.М. права принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и при отсутствии такого права скоординировать действия органа местного управления в лице администрации городского округа – г.Волжский путем возврата личного дела с указаниями дальнейших действий.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что Фимин Е.М. зарегистрирован и проживает в квартире <адрес>, собственниками которой являются в равных долях его дочь Т.Т.Е.. и ее супруг Т.В.А.. Помимо них в указанной квартире зарегистрированы внучки заявителя - Г.М.В.. и В.Т.А.., а также его правнуки Г.Ю.А.., В.А.Р.., В.Е.Р.. Размер общей площади квартиры составляет 86,80 кв.м. Таким образом, размер общей площади, приходящийся на истца Фимина Е.М., составляет менее 11 кв.м., то есть менее установленной учетной нормы.

Квартира <адрес>, принадлежащая Т.В.А.., на которую ссылается в своем письме Комитет по строительству и ЖКХ Администрации Волгоградской области, не может учитываться при определении размера общей жилой площади, приходящейся на членов семьи истца, поскольку Т.В.А.., являющийся ее собственником и пользуясь предоставленным ему ст.209 ГК правом, распорядился указанной квартирой согласно договору купли-продажи от 10 декабря 2009 г.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Учитывая, что Фимин Е.М. является членом семьи собственника жилого помещения, однако обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, действия Комитета по строительству и ЖКХ Администрации Волгоградской области по возврату его учетного дела по основаниям отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий, являются неправомерными.

При таких обстоятельствах, вывод суда о возложении на Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области обязанности по восстановлению в полном объеме нарушенных прав заявителя и устранения препятствий к их осуществлению путем принятия учетного дела Фимина Е.М. является обоснованным, а решение суда в этой части правильным.

Доводы кассационной жалобы в части отсутствия у заявителя права на получение социальной выплаты на приобретения жилья не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат материалам дела.

Судебная коллегия не находит оснований для проверки решения суда в остальной части, поскольку кассационная жалоба не содержит соответствующих доводов и другими участниками процесса решение не обжаловалось.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 9 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области по доверенности Р.А.А.. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: