Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дата опубликования: 28 апреля 2011 г.

Волгоградский областной суд

Судья Рыжова Л.А. гражданское дело № 33-4326/11

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

1 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Манаенковой Е.Н.,

судей Самойловой Н.Г., Павловой Л.А.,

при секретаре Пахотиной Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Самойловой Н.Г.,

гражданское дело по кассационной жалобе представителя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области по доверенности Р.А.А.

на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 15 февраля 2011 года, которым постановлено:

признать незаконными действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению учетного дела Карпушовой Феодосии Леонтьевны по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обязать Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области для восстановления в полном объеме нарушенных прав заявителя и устранения препятствий к их осуществлению в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу принять учетное дело Карпушовой Феодосии Леонтьевны для оформления соответствующих документов и направления гарантийного письма в орган местного самоуправления для вручения Карпушовой Феодосии Леонтьевне,

У С Т А Н О В И Л А:

Карпушова Ф.Л. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, указав в обоснование заявления, что она является супругой умершего участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, постановлением администрации городского округа – город Волжский № 8149 от 22 октября 2010 года она была принята администрацией городского округа – город Волжский на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признана получателем социальных выплат, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» и её учетное дело было направлено в комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области для предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В ноябре 2010 года сотрудники Управления муниципальным жилищным фондом администрации городского округа-город Волжский информировали её о том, что 25 ноября 2010 года письмом за подписью председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области её учетное дело по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов было возвращено без исполнения в администрацию городского округа город Волжский на том основании, что она не может быть признана нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Считает, что данный отказ нарушает её законные права, гарантированные Законом РФ «О ветеранах» и другими законами, Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, возвращая её учетное дело, вышел за пределы своих полномочий, так как на него не возложены полномочия по решению вопроса о признании граждан нуждающимися в жилом помещении, данные вопросы отнесены к ведению органов местного самоуправления. Действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области она считает незаконными, просит суд устранить нарушение её прав, признать незаконными действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению учетного дела Карпушовой Ф.Л. по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обязать Комитет произвести действия согласно действующему законодательству- принять учетное дело для дальнейшего оформления социальной выплаты.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области по доверенности Р.А.А. оспаривает постановленное судом решение.

В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, выслушав представителя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области М.Е.Г.., поддержавшую доводы жалобы, представителя Карпушовой Ф.Л. – К.Т.Ф.., возражавшую по доводам жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

По смыслу указанной статьи решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства (ст. 11 ГПК РФ).

Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Принятое судом решение нельзя признать законным и обоснованным.

Судом первой инстанции при разрешении настоящего спора установлено, что Карпушова Ф.Л., является супругой умершего ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Постановлением Администрации городского округа города Волжский Волгоградской области от 22 октября 2010 года № 4363 о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, Карпушова Ф.Л.. являясь супругой умершего участника Великой Отечественной войны, 1941-1945 годов, с составом семьи 1 человек, принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении при администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, была признана получателем социальных выплат, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» и ее учетное дело было направлено в администрацию Волгоградской области для предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Письмом от 25 ноября 2010г. учетное дело Карпушовой Ф.Л. было возвращено Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области в администрацию городского округа без исполнения на том основании, что она не может быть признан нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Удовлетворяя заявление Карпушовой Ф.Л. и признавая действия Комитета по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что возвращая учетное дело Карпушовой Ф.Л., Комитет вышел за пределы своих полномочий.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он основан на неверном толковании закона.

Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. м; предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в п. 1 настоящего Указа.

В соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 10.08.2009г. № 301-п «О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета» Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области определен как уполномоченный орган по предоставлению социальных выплат на приобретение или строительство жилья указанной категории граждан.

Пункт 9 Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов и приравненных к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета (в редакции постановлений администрации Волгоградской области от 8.02.2010 № 19 - п, от 1.03.2010 № 39 – п, от 11.10.2010 № 479 – п) наделяет Комитет по строительству и ЖКХ правом осуществлять проверку комплектности документов, находящихся в личных делах, производить расчет размера социальных выплат, готовить и предоставлять на утверждение Главе Администрации Волгоградской области проекта распоряжения об утверждении списка ветеранов, указанной выше категории, оформлять и передавать органам местного самоуправления для вручения гражданам гарантийные письма о предоставлении социальной выплаты.

Согласно п. 2.20 Положения о Комитете по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 30 декабря 2008 года № 1814 (в редакции от 24.03.2010 № 376 и от 28.07.2010 № 1177), Комитет является уполномоченным органом на территории Волгоградской области по координации деятельности органов местного самоуправления в сфере признания граждан малоимущими и учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Координация есть составная часть процессов управления, состоящая в согласовании, упорядочении действий разных частей управляемой системы.

Таким образом, проверяя комплектность документов и подготавливая проект распоряжения об утверждении списка ветеранов, Комитет, являясь координирующим органом, не мог не проверить основания возникновения у Карпушовой Ф.Л. права принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и при отсутствии такого права скоординировать действия органа местного управления в лице администрации городского округа – г.Волжский путем возврата личного дела с указаниями дальнейших действий.

Согласно положениям ст.ст. 14, 15 ФЗ «О ветеранах», также в соответствии с Указом Президента РФ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечению жильем подлежат ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из материалов дела усматривается, что Карпушова Ф.Л. зарегистрирована и проживает в квартире <адрес>, собственниками которой являются ее сын К.Ю.Ф.. и его супруга К.Т.Ф..

В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что Карпушова Ф.Л. является членом семьи собственника жилого помещения, общая площадь которого согласно правоустанавливающим документам составляет 44,10 кв.м. До 05.03.2010 г. в квартире было зарегистрировано 4 человека, в том числе и внук заявительницы. Таким образом, размер общей площади, приходящейся на каждого члена семьи до 05.03.2010 г. составлял 11 кв.м. установленной учетной нормы.

Однако 05.03.2010 г. на указанной жилой площади был зарегистрирован в качестве родственника сожитель внучки истца - И.Г.Г.., в связи с чем размер общей жилой площади, приходящийся на каждого проживающего в квартире, уменьшился и стал составлять менее учетной нормы.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Карпушова Ф.Л. имела равные права с К.Ю.Ф.. и К.Т.Ф.. на приватизацию квартиры <адрес>, она отказалась от участия в приватизации жилого помещения. Однако Карпушова Ф.Л. имеет равные права с собственниками квартиры по пользованию данным жилым помещением и поэтому была вправе выразить свое несогласие на вселение в данное жилое помещение сожителя своей внучки. Карпушова Ф.Л. не возражала против вселения в квартиру И.Г.Г. не оспаривала его регистрацию.

В данное жилое помещение был вселен гражданин, не являющийся родственником ни истца Карпушовой Ф.Л., ни собственников квартиры К.Ю.Ф.. и К.Т.Ф..

Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действия (бездействие), которые совершили Карпушова Ф.Л. и собственники квартиры по вселению в жилое помещение других граждан, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, являлись основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

При таких обстоятельствах, вывод Комитета по строительству и ЖКХ Администрации Волгоградской области о том, что по имеющимся в материалах учетного дела документам у Карпушовой Ф.Л. отсутствует право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета является правомерным.

Ссылки суда на то обстоятельство, что решение о признания Карпушовой Ф.Л.. получателем социальных выплат принято уполномоченным на то органом и не отменено в установленном законом порядке, не может свидетельствовать о неправомерности действий Комитета по строительству и ЖКХ Администрации Волгоградской области, поскольку как указывалось выше Комитет является координирующим органом для органа местного самоуправления в сфере учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и соответственно в его компетенции находится проверка обоснованности принятых в этой области решений.

Кроме того, учитывая, что Комитет по строительству и ЖКХ Администрации Волгоградской области готовит и предоставляет на утверждение Главе Администрации Волгоградской области проект распоряжения об утверждении списка ветеранов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, включение в указанный проект Карпушовой Ф.Л., которая на сегодняшний день таким правом не обладает, свидетельствовало бы об утверждении Главой Администрации Волгоградской области заведомо незаконного распоряжения.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает необходимым, отменить решение суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение, которым Карпушовой Ф.Л. в удовлетворении заявления отказать.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 15 февраля 2011 года отменить и не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение, которым Карпушовой Феодосии Леонтьевне в удовлетворении заявления об оспаривании действий Комитета по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области - отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Верно:

Судья Волгоградского

Областного суда Н.Г. Самойлова

1 апреля 2011 г.