Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дата опубликования: 28 апреля 2011 г.

Волгоградский областной суд

Судья Троицкова Ю.В. № 33- 4438/11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 апреля 2011 года г.Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего: Мун Г.И.

судей: Сафоновой Л.И., Кравцовой Е.В.

при секретаре: Бакаевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.А.В. о признании незаконным решения ИФНС России по Центральному району г.Волгограда.

По кассационной жалобе Б.А.В.

на решение Центрального районного суда г.Волгограда от 02 февраля 2011 года, которым постановлено:

«Заявление Б.А.В. о признании незаконным решения от 18.11.2010 года ИФНС по <адрес> о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения оставить без удовлетворения.»

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Л.И. Сафоновой, выслушав представителя Б.А.В.- Б.Л.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

Установила:

Б.А.В. обратился в суд с заявлением в порядке ст.254 ГПК РФ, в котором просит отменить решение ИФНС по <адрес> от 18.11.2010 года.

В обоснование заявления указал, что решением от 18.11.2010 г. ИФНС по <адрес>, которое было оставлено без изменения решением от 21.12.2010 года УФНС России по <адрес>, он привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ и ему назначен штраф в размере 1000 рублей.

Считает решения незаконными и необоснованными.

В 2007 году заявителем был продан мотоцикл по договору купли продажи за 5 тысяч рублей. Данное имущество находилось у него в собственности более 10 лет. Сумма налога, подлежащая уплате равна 0 рублей.

ФЗ от 19.07.2009 г. № 202-ФЗ в ст. 217 НК РФ был добавлен п. 17.1, в соответствии с которым установлено, что не подлежат налогообложению доходы, полученные физическим лицом, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более. Положения данного закона распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2009 г.

Указанное решение, по мнению заявителя, противоречит п. 2 ст. 5 НК РФ, как придающее обратную силу публичной обязанности, ухудшающее положение налогоплательщика.

Судом постановлено выше приведенное решение.

В кассационной жалобе Б.А.В. оспаривает законность и обоснованность принятого судом решения, просит его отменить, указывая на то, что судом допущены существенные нарушения норм процессуального и материального права, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Б.А.В.- Б.Л.В., полагавшей решение суда необоснованным и незаконным, судебная коллегия считает необходимым отменить постановленное судом решение, как вынесенное с нарушением норм материального права.

Отказывая в удовлетворении заявления Б.А.В. о признании незаконным решения ИФНС России по <адрес> о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку доход от продажи транспортного средства получен Б.А.В. в 2007 году, обязанность по предоставлению налоговой декларации по НДФЛ физическими лицами он исполнил лишь 24.09.2010г., следовательно, он как налогоплательщик допустил налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 119 НК РФ.

Вместе с тем суд кассационной инстанции считает такие выводы суда не основанными на законе.

В соответствии со ст. 10 НК РФ порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 настоящего Кодекса.

Главой 15 НК РФ предусмотрены общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В частности, статья 108 НК РФ предусматривает, общее условие привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, пунктом 1 которой установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Заявителем не оспаривался факт несвоевременного предоставления в налоговый орган налоговой декларации.

Как следует из оспариваемого решения налогового органа от 18.11.2010 года, Б.А.В. привлечен к ответственности по п.2 ст.119 НК РФ в размере 1000рублей.

При этом судом не принято во внимание положение ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, согласно которому в случае, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В силу п. 2 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

В соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Согласно п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" при применении норм об обратной силе актов законодательства о налогах и сборах судам необходимо учитывать, что пункт 3 статьи 5 НК РФ придает обратную силу не любым актам, улучшающим положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а лишь тем из них, которые устраняют или смягчают ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах либо устанавливают дополнительные гарантии защиты прав названных выше лиц.

Пунктом 17.1 ст. 217 НК РФ установлено, что доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Данный пункт был добавлен в ст. 217 НК РФ Федеральным законом от 19.07.2009 N 202-ФЗ и его положения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2009г. (п. 4 Федерального закона от 27.12.2009 № 368-ФЗ).

Следовательно, пункт 17.1, ст. 217 НК РФ в новой редакции улучшает положения налогоплательщиков, т.к. освобождает их при указанных условиях от налогообложения.

В соответствии с п.п.2 п.1 ст.228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков:

физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

При таких обстоятельствах, нарушение предоставления сроков декларации и предоставление её в период, когда такая обязанность законом уже была устранена, свидетельствует о том, что налоговым органом заявитель необоснованно привлечен к налоговой ответственности.

Кроме того, судом не принято во внимание, что налоговый орган применил к правоотношениям ст.119 НК РФ, в редакции, действующей со 02.09.2010 года, которые ухудшают положение налогоплательщика, так как обязательства по своевременному предоставлению декларации возникли в 2008 году.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит постановленное судом первой инстанции решение об отказе в удовлетворении заявления Б.А.В. о признании незаконным решения от 18.11.2010 года ИФНС по <адрес> о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.

Судебная коллегия считает необходимым постановить по делу новое решение, об удовлетворении заявления Б.А.В. о признании незаконным решения от 18.11.2010 года ИФНС по <адрес> о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

решение Центрального районного суда г.Волгограда от 02 февраля 2011 года отменить, постановив по делу новое решение, которым заявление Б.А.В. о признании незаконным решения от 18.11.2010 года ИФНС по <адрес> о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения удовлетворить.

Признать незаконным решение от 18.11.2010 г. ИФНС по <адрес> о привлечении к налоговой ответственности Б.А.В. за совершение налогового правонарушения.

Председательствующий:

Судьи: