Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дата опубликования: 28 апреля 2011 г.

Волгоградский областной суд

Судья Рыжова Л.А. гражданское дело № 33-4337/11

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

8 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Зарубина А.В.,

судей Самойловой Н.Г., Мун Г.И.,

при секретаре Пахотиной Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Самойловой Н.Г.,

гражданское дело по кассационной жалобе представителя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по доверенности Р.

на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 10 февраля 2011 года, которым постановлено:

признать незаконными действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению учетного дела Чуриловой Анны Васильевны по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обязать Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области для восстановления в полном объеме нарушенных прав заявителя и устранения препятствий к их осуществлению в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу принять учетное дело Чуриловой Анны Васильевны для оформления соответствующих документов и направления гарантийного письма в орган местного самоуправления для вручения Чуриловой Анне Васильевне.

Отказать у удовлетворении требований Чуриловой Анны Васильевны о понуждении Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области включить Чурилову Анну Васильевну в список ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним, проживающих на территории Волгоградской области получателей социальной выплаты на приобретение жилья, за счет субвенций федерального бюджета,

У С Т А Н О В И Л А:

Чурилова А.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, указав в обоснование заявления, что она является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, постановлением администрации городского округа – город Волжский № 3327 от 22 апреля 2010 года она была принята администрацией городского округа – город Волжский на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признана получателем социальных выплат, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» и её учетное дело было направлено в комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области для предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

25 октября 2010 года письмом за подписью председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области её учетное дело по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов было возвращено без исполнения в администрацию городского округа город Волжский на том основании, что она не может быть признана нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Считает, что данный отказ нарушает её законные права, гарантированные Законом РФ «О ветеранах» и другими законами, Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, возвращая её учетное дело, вышел за пределы своих полномочий, так как на него не возложены полномочия по решению вопроса о признании граждан нуждающимися в жилом помещении, данные вопросы отнесены к ведению органов местного самоуправления. Согласно действующему законодательству, в том числе в соответствии с Порядком предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой отечественной войны 1941-1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета, Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области наделен полномочиями проверять комплектность документов, находящихся в учетных делах граждан, проверка оснований постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не входит в его компетенцию.

Такие действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области она считает незаконными, просит суд устранить нарушение её прав, признать незаконными действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению её учетного дела по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обязать Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области включить её в список ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним, проживающих на территории Волгоградской области получателей социальной выплаты на приобретение жилья за счет субвенций федерального бюджета.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по доверенности Р.. оспаривает постановленное судом решение.

В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, выслушав представителя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по доверенности Р.., поддержавшего доводы жалобы, представителя администрации г. Волжского А.., возражавшую по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции при разрешении настоящего спора установлено, что Чурилова А.В. является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Постановлением администрации городского округа – г. Волжский № 3327 от 22 апреля 2010 года Чурилова А.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма при администрации городского округа – г. Волжский и признана получателем социальных выплат, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах». Ее учетное дело было направлено в Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области для предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

25 октября 2010 года письмом за подписью председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области ее учетное дело по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов было возвращено без исполнения в администрацию городского округа на том основании, что она не может быть признана нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, о чем она была поставлена в известность управлением муниципальным жилищным фондом администрации городского округа - г. Волжский.

Удовлетворяя частично заявление Чуриловой А.В. и признавая действия Комитета по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что возвращая учетное дело Чуриловой А.В., Комитет вышел за пределы своих полномочий.

Однако судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. м; предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в п. 1 настоящего Указа.

В соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 10.08.2009г. № 301-п «О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета» Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области определен как уполномоченный орган по предоставлению социальных выплат на приобретение или строительство жилья указанной категории граждан.

Пункт 9 Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов и приравненных к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета (в редакции постановлений администрации Волгоградской области от 8.02.2010 № 19 - п, от 1.03.2010 № 39 – п, от 11.10.2010 № 479 – п) наделяет Комитет по строительству и ЖКХ правом осуществлять проверку комплектности документов, находящихся в личных делах, производить расчет размера социальных выплат, готовить и предоставлять на утверждение Главе Администрации Волгоградской области проекта распоряжения об утверждении списка ветеранов, указанной выше категории, оформлять и передавать органам местного самоуправления для вручения гражданам гарантийные письма о предоставлении социальной выплаты.

Согласно п. 2.20 Положения о Комитете по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 30 декабря 2008 года № 1814 (в редакции от 24.03.2010 № 376 и от 28.07.2010 № 1177), Комитет является уполномоченным органом на территории Волгоградской области по координации деятельности органов местного самоуправления в сфере признания граждан малоимущими и учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Координация есть составная часть процессов управления, состоящая в согласовании, упорядочении действий разных частей управляемой системы.

Таким образом, проверяя комплектность документов и подготавливая проект распоряжения об утверждении списка ветеранов, Комитет, являясь координирующим органом, не мог не проверить основания возникновения у Чуриловой А.В. права принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и при отсутствии такого права скоординировать действия органа местного управления в лице администрации городского округа – г.Волжский путем возврата личного дела с указаниями дальнейших действий.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что Чурилова А.В. зарегистрирована и проживает в квартире <адрес>, собственниками которой является дочь заявителя С.Н.Д.. Помимо них в указанной квартире зарегистрированы внук заявителя – М.. и зять – С.С.В.. Размер общей площади указанной квартиры составляет 42,40 кв.м. Таким образом, размер общей площади, приходящийся на заявителя Чурилову А.В., составляет менее 11 кв.м., то есть менее установленной учетной нормы.

Жилой дом, находящийся по адресу <адрес> на который ссылается в своем письме Комитет по строительству и ЖКХ Администрации Волгоградской области, не может учитываться при определении размера общей жилой площади, приходящейся на членов семьи заявителя, поскольку в установленном законом порядке был признан непригодным для проживания и подлежащим реконструкции. Данное обстоятельство, подтверждается заключением межведомственной комиссии от 30.12.2010 г. и Постановлением Администрации Журавского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области № 9 от 25.12.2001 г.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Учитывая, что Чурилова А.В. является членом семьи собственника жилого помещения, однако обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, действия Комитета по строительству и ЖКХ Администрации Волгоградской области по возврату ее учетного дела по основаниям отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий, являются неправомерными.

При таких обстоятельствах, вывод суда о возложении на Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области обязанности по восстановлению в полном объеме нарушенных прав заявителя и устранения препятствий к их осуществлению путем принятия учетного дела Чуриловой А.В. является обоснованным, а решение суда в этой части правильным.

Доводы кассационной жалобы в части отсутствия у заявителя права на получение социальной выплаты на приобретения жилья не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат материалам дела.

Судебная коллегия не находит оснований для проверки решения суда в остальной части, поскольку кассационная жалоба не содержит соответствующих доводов и другими участниками процесса решение не обжаловалось.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 10 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по доверенности Р.. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: