Решение
Дата опубликования: 28 апреля 2011 г.
Волгоградский областной суд
Судья Рыжова Л.А. гражданское дело № 33-4324/11
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
8 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Зарубина А.В.,
судей Самойловой Н.Г., Мун Г.И.,
при секретаре Пахотиной Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Самойловой Н.Г.,
гражданское дело по кассационной жалобе представителя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области по доверенности Р..
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 14 февраля 2011 года, которым постановлено:
признать незаконными действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению учетного дела Власовой Анны Григорьевны по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обязать Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области для восстановления в полном объеме нарушенных прав заявителя и устранения препятствий к их осуществлению в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу принять учетное дело Власовой Анны Григорьевны для оформления соответствующих документов и направления гарантийного письма в орган местного самоуправления для вручения Власовой Анне Григорьевне,
У С Т А Н О В И Л А:
Власова А.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Комитета по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области.
В обоснование заявления указала, что она является супругой умершего участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Постановлением администрации городского округа – город Волжский № 3909 от 14 мая 2010 года она была принята администрацией городского округа – город Волжский на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, постановлением № 4495 от 09 июня 2010 года признана получателем социальных выплат, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» и её учетное дело было направлено в комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области для предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
16 ноября 2010 года письмом за подписью председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области её учетное дело по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов было возвращено без исполнения в администрацию городского округа город Волжский на том основании, что она не может быть признана нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Считает, что данный отказ нарушает её законные права, гарантированные Законом РФ «О ветеранах» и другими законами, Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, возвращая её учетное дело, вышел за пределы своих полномочий, так как на него не возложены полномочия по решению вопроса о признании граждан нуждающимися в жилом помещении, данные вопросы отнесены к ведению органов местного самоуправления. Просила суд устранить нарушение её прав, признать незаконными действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению её учетного дела по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обязать Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области включить её в список ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним, проживающих на территории Волгоградской области получателей социальной выплаты на приобретение жилья за счет субвенций федерального бюджета.
Впоследствии Власова А.Г. уточнила требования, отказалась от заявленных требований об обязании Комитета по строительству и жилищно-коммунального хозяйства администрации Волгоградской области включить заявителя в список ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним, проживающих на территории Волгоградской области получателей социальной выплаты на приобретение жилья за счет субвенций федерального бюджета, поскольку установлено, что Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области не наделен такими полномочиями, требования о признании незаконными действий Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению учетного дела Власовой А.Г. по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов поддержала, просила обязать Комитет устранить нарушение прав Власовой А.Г., признать незаконными действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению учетного дела Чуриловой А.В. по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, принять учетное дело для дальнейшего оформления социальной выплаты, поскольку Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, возвращая её учетное дело и лишая её права на получение социальной выплаты на приобретение достойного жилого помещения жилья вышел за пределы своих полномочий, предусмотренных действующим законодательством Российской федерации, Положением о Комитете по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, утвержденным Постановлением Главы администрации Волгоградской области и в нарушение Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов и приравненных к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области по доверенности Р.. оспаривает постановленное судом решение.
В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, выслушав представителя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области по доверенности Р.., поддержавшего доводы жалобы, представителя администрации г. Волжского А.., представителя Власовой А.Г. – С.., возражавших по доводам жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
По смыслу указанной статьи решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства (ст. 11 ГПК РФ).
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое судом решение нельзя признать законным и обоснованным.
Судом первой инстанции при разрешении настоящего спора установлено, что Власова А.Г. является супругой умершего участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Постановлением администрации городского округа – г. Волжский № 3909 от 14 мая 2010 года она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма при администрации городского округа – город Волжский, постановлением № 4495 от 09 июня 2010 года признана получателем социальных выплат, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» и её учетное дело было направлено в Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области для предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Письмом от 16 ноября 2010 года учетное дело Власовой А.Г. было возвращено Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области в администрацию городского округа без исполнения на том основании, что она не может быть признана нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Удовлетворяя заявление Власовой А.Г. и признавая действия Комитета по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что возвращая учетное дело Власовой А.Г., Комитет вышел за пределы своих полномочий.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он основан на неверном толковании закона.
Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. м; предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в п. 1 настоящего Указа.
В соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 10.08.2009 г. № 301-п «О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета» Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области определен как уполномоченный орган по предоставлению социальных выплат на приобретение или строительство жилья указанной категории граждан.
Пункт 9 Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов и приравненных к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета (в редакции постановлений администрации Волгоградской области от 8.02.2010 № 19 - п, от 1.03.2010 № 39 – п, от 11.10.2010 № 479 – п) наделяет Комитет по строительству и ЖКХ правом осуществлять проверку комплектности документов, находящихся в личных делах, производить расчет размера социальных выплат, готовить и предоставлять на утверждение Главе Администрации Волгоградской области проекта распоряжения об утверждении списка ветеранов, указанной выше категории, оформлять и передавать органам местного самоуправления для вручения гражданам гарантийные письма о предоставлении социальной выплаты.
Согласно п. 2.20 Положения о Комитете по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 30 декабря 2008 года № 1814 (в редакции от 24.03.2010 № 376 и от 28.07.2010 № 1177), Комитет является уполномоченным органом на территории Волгоградской области по координации деятельности органов местного самоуправления в сфере признания граждан малоимущими и учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Координация есть составная часть процессов управления, состоящая в согласовании, упорядочении действий разных частей управляемой системы.
Таким образом, проверяя комплектность документов и подготавливая проект распоряжения об утверждении списка ветеранов, Комитет, являясь координирующим органом, не мог не проверить основания возникновения у Власовой А.Г. права принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и при отсутствии такого права скоординировать действия органа местного управления в лице администрации городского округа – г.Волжский путем возврата личного дела с указаниями дальнейших действий.
В соответствии со ст. 51 ГК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела усматривается, что собственниками жилого помещения, где проживает Власова А.Г., является её сын В.С.Ф.. и сноха В.Л.Г.. В данной квартире зарегистрировано всего 4 человека, в том числе Власова А.Г.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления факта ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В силу ч. 2 ст. 31 ЖК РФ, члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением.
Власова А.Г.. не утратила право проживания в данной квартире и является членом семьи собственника жилого помещения. Согласно копии свидетельства о праве собственности общая площадь квартиры составляет 63,4 кв. м., то есть Власова А.Г. обеспечена учетной нормой площади жилого помещения.
При таких обстоятельствах, вывод Комитета по строительству и ЖКХ Администрации Волгоградской области о том, что материалы учетного дела не содержат данных о нуждаемости Власовой А.Г. в улучшении жилищных условий, а соответственно об отсутствии у нее права на обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета является правомерным.
Ссылки суда на то обстоятельство, что решение о признании Власовой А.Г. получателем социальных выплат принято уполномоченным на то органом и не отменено в установленном законом порядке, не может свидетельствовать о неправомерности действий Комитета по строительству и ЖКХ Администрации Волгоградской области, поскольку, как указывалось выше, Комитет является координирующим органом для органа местного самоуправления в сфере учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и соответственно в его компетенции находится проверка обоснованности принятых в этой области решений.
Кроме того, учитывая, что Комитет по строительству и ЖКХ Администрации Волгоградской области готовит и предоставляет на утверждение Главе Администрации Волгоградской области проект распоряжения об утверждении списка ветеранов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, включение в указанный проект Власову А.Г., которая на сегодняшний день таким правом не обладает, свидетельствовало бы об утверждении Главой Администрации Волгоградской области заведомо незаконного распоряжения.
Утверждения представителя истца в суде кассационной инстанции о том, что сноха истца – В.Л.Г.. является инвалидом второй группы по общему заболеванию и нуждается в дополнительной жилой площади, не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств того, что В.Л.Г.. страдает заболеванием, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановление Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, представителем истца не предоставлено.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает необходимым, отменить решение суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение, которым Власовой А.Г. в удовлетворении заявления отказать.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 14 февраля 2011 года отменить и не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение, которым Власовой анне Григорьевне в удовлетворении заявления об оспаривании действий Комитета по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Верно:
Судья Волгоградского
Областного суда Н.Г. Самойлова
8 апреля 2011 г.