Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дата опубликования: 28 апреля 2011 г.

Волгоградский областной суд

Судья Тер-Мосесова А.В. Дело № 33-4127/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 31 марта 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Андреева А.А.

судей: Куратовой Л.В., Бондаревой Н.И.

при секретаре Искендерове И.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к администрации <адрес> муниципального района <адрес> и И. о признании незаконным бездействия по непринятию решения в предоставлении земельного участка, отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ, обязании рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка

по кассационной жалобе представителя истца М.К. на решение Среднеахтубинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований М. к администрации <адрес> муниципального района <адрес> и И. о признании незаконным бездействия по непринятию решения о предоставлении земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, об отмене постановления администрации <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гр. И. в собственность (за плату) земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», обязании администрации <адрес> муниципального района <адрес> рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями Положения о порядке предоставления земельных участков на территории <адрес> муниципального района <адрес> области из земель, находящихся в государственной собственности, право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности, утвержденного Решением <адрес> районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ , - отказать.

Меры по обеспечению иска, принятые на основании определения Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 18 ноября 2010года – сохранить до вступления в законную силу решения суда.

Заслушав доклад судьи Куратовой Л.В., объяснения представителя истца М.К., поддержавшей жалобу, представителя администрации <адрес> муниципального района <адрес> Е., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

М. обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным бездействие администрации <адрес> муниципального района, выразившееся в отсутствии действий о принятии решения по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>ю 2000 кв., в установленный законом срок. Просила обязать ответчика предоставить ей в собственность (за плату) земельный участок по адресу: <адрес> <адрес> площадью 2000 кв.м в соответствии с Решением <адрес> районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положений о порядке предоставления земельных участков на территории <адрес> муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности и право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления».

В дальнейшем представитель истца М. К., действующая на основании доверенности, исковые требования уточнила и дополнила, указав ответчиком также И., просила признать действия (бездействие) администрации <адрес> муниципального района <адрес> в принятии решения о предоставлении М. в собственность (за плату) земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, незаконными; отменить постановление администрации <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гр. И. в собственность ( за плату) земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> муниципального района рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями Положения о порядке предоставления земельных участков на территории <адрес> муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности и право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности, утвержденного решением <адрес> районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ .

В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ М. обратилась в администрацию <адрес> муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении ей в собственность (за плату) земельного участка, площадью 2000 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства, не связанного со строительством, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное заявление было рассмотрено на заседании постоянной межведомственной комиссии по градостроительству и земельным отношениям при администрации <адрес> муниципального района, было принято решение сформировать земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ за счет М.,А. был сформирован указанный земельный участок и документы переданы в администрацию <адрес> для публикации в средствах массовой информации. ДД.ММ.ГГГГ вышла публикация в газете « <данные изъяты>» (10915). Заявления по существу публикации принимались в течение двух недель. После окончания приема заявлений администрация <адрес> никаких уведомлений о принятом решении не присылала. ДД.ММ.ГГГГ вышло постановление администрации <адрес> «О предоставлении гр. И. в собственность ( за плату) земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>».

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель истца М.К. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ч.1 ст. 6 Земельного кодекса РФ, объектами земельных отношений являются земля и земельные участки.

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ, органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст.29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

При рассмотрении дела судом установлено, что М. подала заявление на имя главы администрации <адрес> о предоставлении ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства не связанного со строительством в <адрес>, в собственность, площадью 2000 кв.м. На заявлении имеется виза от ДД.ММ.ГГГГ «предоставить согласно законодательству», однако заявление зарегистрировано в администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вх (л.д.4).

Поскольку заявление М. зарегистрировано в органе местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ, правоотношения, возникшие между истцом и ответчиком администрацией <адрес>, регулируются Решением <адрес> районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положений о порядке предоставления земельных участков на территории <адрес> муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности и право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с разделом 3 Положения, утвержденного решением <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ , для предоставления земельных участков заинтересованные лица подают заявление на имя главы <адрес> муниципального района произвольной или рекомендуемой формы.

В заявлении в обязательном порядке должны быть указаны: фамилия, имя, отчество физического лица, подающего заявление, или полное наименование юридического лица, место регистрации физического лица или реквизиты юридического лица, место расположения и ориентировочная площадь земельного участка, намерения по его использованию и вид испрашиваемого права, дата подачи заявления и подпись заинтересованного лица.

Заявление, поданное без отражения в нем обязательных сведений, рассмотрению не подлежит.

С момента определения границ земельного участка Комитет (комитет по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> муниципального района) обеспечивает подготовку информации о земельном участке, который предоставляется на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В информационном обращении о возможном предоставлении земельного участка в обязательном порядке указываются следующие основные сведения о земельном участке:

- адрес земельного участка;

- ориентировочная площадь;

- предполагаемое использование;

- возможный вид права на землю;

- место и срок принятия заявлений по существу публикации.

Согласно п.п.3.6.4 - 3.6.5. указанного Положения, в течение двух недель с даты публикации информационного сообщения Комитетом принимаются заявления по существу публикации.

В течение 10 рабочих дней с даты окончания приема заявлений Комитет уведомляет заявителя о принятом решении.

Согласно выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания постоянной межведомственной комиссии по градостроительству и земельным отношениям при администрации <адрес> муниципального района, при рассмотрении заявления М. о выделении земельного участка в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, комиссия решила сформировать земельный участок (л.д.5).

Выпиской ФГУП « <данные изъяты> БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ из адресного реестра <адрес> подтверждается, что адрес: <адрес> присвоен спорному земельному участку на основании постановления органа местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации адреса в адресном реестре ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).

Акт согласования размещения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден главой администрации <адрес> муниципального района ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-10).

На кадастровый учет земельный участок был поставлен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д.11-12).

Кадастровые работы в связи с образованием вышеуказанного земельного участка проведены ООО « <данные изъяты>» по заказу администрации <адрес>, в результате чего был составлен межевой план регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41-56).

Как установлено судом, в извещении администрации <адрес> муниципального района <адрес>, опубликованном в газете « <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (10915), указано, что администрация извещает о намерении предоставить в собственность (за плату) земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, площадью 2000 кв.м, <адрес>, площадью 2000 кв.м, <адрес> площадью 2000 кв.м, <адрес> площадью 1995 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства. Категория земель – земли населенных пунктов. Заявки по существу публикации принимаются в течение двух недель с момента выхода извещения по адресу: <адрес> (л.д.13).

Информационное сообщение о намерении предоставить в собственность спорный земельный участок опубликовано в средствах массовой информации ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период действия <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ в редакции <адрес>ной Думы от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 3.6 которого, в случае, если в отношении одного земельного участка поступило два и более заявления, решение о предоставлении земельного участка принимается в пользу заявителя, который подал заявку ранее других, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Заявление И. о предоставлении в собственность за плату земельного участка по адресу: <адрес> площадью 2000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, поступило в администрацию <адрес> муниципального района ДД.ММ.ГГГГ (вх ) с приложением копии паспорта гражданина РФ, копии газетной публикации (л.д.22-24).

Спорный земельный участок был предоставлен И. на основании постановления администрации <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гр. И. в собственность (за плату) земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>,. Колхозная Ахтуба, <адрес>» (л.д.20-21).

Суд установил, что И. были выполнены все условия, предусмотренные п. 3.4 указанного <адрес>ной Думы в редакции от ДД.ММ.ГГГГ , для подачи заявления о предоставлении в собственность за плату земельного участка, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией <адрес> постановление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении спорного земельного участка И. вынесено на законных основаниях.

На основании указанного постановления между администрацией <адрес> и И. заключен договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за цену 10680 рублей. По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок принят покупателем от продавца.

Суд обоснованно посчитал доводы стороны истца о том, что М. не должна была подавать заявление после выхода публикации в течение двух недель, поскольку в ноябре 2008 года уже подала такое заявление, необоснованными. Как в редакции <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ , так и в новой редакции этого решения, введенной <адрес> Думы ДД.ММ.ГГГГ , п. 3.9, предусмотрено, что в течение двух недель с даты публикации информационного сообщения Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> муниципального района (а с ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> муниципального района) принимаются заявления по существу публикации. В нарушение указанного п.3.9, М. после выхода публикации в течение двух недель не обращалась с заявлением в администрацию <адрес> по существу публикации.

Заявление М. от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение обязательных требований статьи 34 Земельного кодекса РФ и «Положения о порядке предоставления земельных участков на территории <адрес> муниципального района» не содержит полного адреса земельного участка, вид испрашиваемого права на земельный участок «в собственность( бесплатно)» или «в собственность (за плату)», в связи с чем, суд пришел к правильному выводу о том, что указанное заявление не может считаться заявлением, поданным по существу публикации.

Результатом рассмотрения указанного заявления М. стало решение постоянной межведомственной комиссии по градостроительству и земельным отношениям при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5), в связи с чем, незаконного бездействия по вопросу непринятия решения по заявлению М. от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ), судом установлено не было.

Кроме того, М. не предоставила в межведомственную Комиссию проект территориального землеустройства по образованию нового земельного участка в течение трех месяцев со дня, когда было принято решение о формировании земельного участка, в связи с чем решение по формированию земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ утратило свою силу.

Так, в соответствии с п.4.1 «Положения о порядке предоставления земельных участков на территории <адрес> муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности и право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления», утвержденного решением <адрес> ДД.ММ.ГГГГ , - в случае принятия положительного решения по формированию земельного участка устанавливается, что решение о возможном предоставлении земельного участка состоялось в последний день принятия заявлений, а территория в ориентировочных границах, указанных в схеме, приложенной к заявлению, зарезервирована сроком на три месяца. Если в течение трех месяцев с указанной даты проект территориального землеустройства по образованию земельного участка не будет представлен для утверждения в Комиссию, то решение по формированию земельного участка утрачивает силу.

Как усматривается из акта согласования размещения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в частности, из п.3 данного акта, согласование с учреждением «Природный парк « <адрес>» состоялось ДД.ММ.ГГГГ; с <адрес> <данные изъяты> - ДД.ММ.ГГГГ; с ООО « <данные изъяты>» - ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя три месяца после решения о формировании земельного участка.

Таким образом, решение постоянной межведомственной комиссии по градостроительству и земельным отношениям при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утратило свою силу после ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, из акта согласования размещения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что для согласования в комиссию были представлены подготовленные материалы размещения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства ориентировочной площадью 2500 кв.м в <адрес>, тогда как материалы межевания, публикация в газете « <данные изъяты>» содержат указание на площадь данного земельного участка 2000 кв.м.

В своем заявлении М. также испрашивала земельный участок площадью 2000 кв.м (л.д.4).

Проанализировав представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд обоснованно постановил решение об отказе истцу в иске.

Несостоятельны к отмене решения доводы кассационной жалобы о том, что суд не учел п.3.6 «Положения о порядке предоставления земельных участков на территории <адрес> муниципального района <адрес>…», согласно которому комитет подготавливает проект информационного сообщения в средства массовой информации о возможном предоставлении земельного участка заявителю, либо уведомляет заявителя о возможном предоставлении земельного участка с указанием перечня документов, которые ему необходимо дополнительно представить, либо уведомляет заявителя об отказе в предоставлении земельного участка. Как обоснованно указал суд, результатом рассмотрения поданного в 2008 году заявления М. стало решение постоянной межведомственной комиссии по градостроительству и земельным отношениям при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем М. стала предпринимать действия по формированию участка. Однако после публикации извещения заявление по существу публикации М. не подавала, о чем уже указывалось выше. В связи с этим, у ответчика после публикации не могло возникнуть обязанности уведомлять М. о результатах рассмотрения неподанного заявления.

Доводы кассационной жалобы о том, что М. не должна была подавать заявление после публикации, также несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.

Иные доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводов суда, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат указания на дополнительные юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, нуждающиеся в проверке.

Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и предоставленных сторонами доказательств, что в силу ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого решения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 03 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца М. К. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: