Решение
Дата опубликования: 24 июня 2011 г.
Белгородский областной суд
Судья Подрейко С.В. Дело № 33-1937 31 мая 2011 года
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Мухортовой Л.И.,
судей Герцева А.И., Филипчук С.А.,
при секретаре Вавиловой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 мая 2011 года
кассационную жалобу администрации Шебекинского района
на решение Шебекинского районного суда Белгородской области от 07 апреля 2011 года по делу по заявлению Алтуховой П.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Мухортовой Л.И., объяснения главы администрации Белянского сельского поселения Сербиной Г.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя по доверенности Алтуховой П.А. – Фидиевой Е.Б., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Алтухова П.А. зарегистрирована и проживает в доме <адрес>. Дом принадлежит на праве собственности ее сыну А.Б.
Дело инициировано заявлением Алтуховой П.А., которая просила признать решение комиссии по жилищным вопросам администрации Белянского сельского поселения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, в обоснование которого указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на получение жилого помещения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Решением Шебекинского районного суда заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация Шебекинского района просит решение отменить ввиду неправильного применения норм материального права и неполного исследования обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела допущено существенное нарушение норм материального права.
Удовлетворяя заявленные требования, признавая оспариваемое решение главы администрации Белянского сельского поселения незаконным, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что Алтухова П.А. не является членом семьи собственника жилого дома, отсутствуют основания для признания ее обеспеченной жильем по месту проживания.
Судебная коллегия находит приведенные выводы несостоятельными, как основанные на неверном применении норм материального права и на неправильном и неполном установлении обстоятельств, имеющих юридическое значение по делу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, А.Б. является собственником жилого дома на основании свидетельства о государственной регистрации права от 03.06.2010 года общей площадью 130,5 кв.м. в <адрес>
Согласно справке Белянского сельского поселения в жилом доме зарегистрированы и проживают: мать собственника - А.П., дочь – Фидиева Е.Б., зять - Ф.Ю., внук- Ф.А., сваха- М.П.
Алтухова П.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Совета депутатов Шебекинского района от 30.05.2006 г. №3 учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 15 кв.м. общей площади жилья, приходящейся на одного человека. Алтухова П.А. обеспечена жильем в размере 26,1 кв.м. с учетом совместно проживающих членов семьи.
По смыслу части 1 статьи 31 ЖК РФ для признания родственников членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям. Содержание волеизъявления собственника определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение, договора найма ) и других доказательств ( статья 55 ГПК РФ).
Между тем в материалах дела отсутствуют какие-либо письменные документы, свидетельствующие о том, что Алтухова П.А. была вселена в указанное жилое помещение не как член семьи собственника жилого помещения. Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих ее вселение в дом для проживания по иным основаниям и на определенных условиях, с установлением порядка пользования домом, определением размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.
Как видно из материалов дела, содержания протокола судебного заседания от 07. 04.2011 года, пояснений представителя заявителя –Фидиевой Е.Б., Алтухову П.А. вселил в жилой дом ее сын А.Б. и разрешил ей в нем проживать с 2003 года.
Судебная коллегия, учитывая положения части 1 статьи 31 ЖК РФ, приходит к выводу о том, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением ( ст. 288 ГК, ст. 30 ЖК).
Вселение собственником жилого помещения членов своей семьи и иных граждан является реализацией права пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением.
В силу части 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В данном случае соглашения о порядке пользования жилым помещением с ограничением прав Алтуховой П.А. между собственником жилого дома и его матерью, вселенной в жилой дом, суду не представлено.
Нарушения, допущенные судом первой инстанции, не лишили судебную коллегию возможности разрешить заявленные требования в соответствии с материальным законом.
Обжалуемое судебное решение нельзя признать законными, оно подлежит отмене, а поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия находит возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст.ст. 360, 362 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда
определила:
решение Шебекинского районного суда Белгородской области от 07 апреля 2011 года по делу по заявлению Алтуховой П.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления, отменить. Вынести новое решение. В удовлетворении заявления Алтуховой П.А. об оспаривании решений органа местного самоуправления отказать.
Председательствующий
Судьи