Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дата опубликования: 25 апреля 2011 г.

Волгоградский областной суд

Судья Потапов В.В. дело № 33- 5053/11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«15» апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего: Мун Г.И.

судей: Марчукова А.В., Самойловой Н.Г.

при секретаре: Дрогалевой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Кондрашовой М.В., Администрации Волгограда на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 31 января 2011 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:

Исковые требования Кондрашовой Марины Владимировны к администрации Волгограда о признании решения незаконным и возложении обязанности, – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение администрации Волгограда от 7 декабря 2010 г. об отказе в предоставлении Кондрашовой Марине Владимировне земельного участка площадью 1 000 кв.м. для размещения индивидуального жилого дома в квартале <адрес> в <адрес>.

Кондрашовой Марине Владимировне в иске к администрации Волгограда в части требований о возложении обязанности по предоставлению земельного участка площадью 1 000 кв.м. для размещения индивидуального жилого дома в квартале <адрес> в <адрес>, - отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав объяснения Кондрашовой М.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам

УСТАНОВИЛА:

Кондрашова Марина Владимировна обратилась в суд с иском к администрации г. Волгограда о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности предоставить земельный участок.

В обоснование иска указала, что обратилась в администрацию г. Волгограда с заявлением о предоставлении ей земельного участка, расположенного в <адрес><адрес> для индивидуального жилищного строительства. Администрацией г. Волгограда ей было отказано в предоставлении указанного земельного участка по причине несоответствия Правилам землепользования и застройки г. Волгограда.

Ссылаясь на то, что указанные Правила землепользования и застройки Волгограда на момент рассмотрения администрацией ее заявления в законную силу не вступили и правового значения не имели, просила признать решение администрации г. Волгограда об отказе в предоставлении земельного участка площадью 1 000 кв.м. для размещения индивидуального жилого дома в квартале <адрес> в <адрес><адрес> незаконным и обязать администрацию г. Волгограда предоставить ей указанный земельный участок.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационных жалобах Кондрашова М.В. и Администрация г. Волгограда оспаривают законность и обоснованность судебного постановления, просят его отменить, так как при рассмотрении дела судом нарушены нормы материального права, неверно определены обстоятельства дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных п.п. 5 п. 1 ст. 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных п.п. 5 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 настоящего Кодекса.

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Судом установлено, что 7 декабря 2010 года администрацией г.Волгограда в удовлетворении заявления Кондрашовой М.В. о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1 000 кв.м. в <адрес><адрес> отказано по причине того, что предоставление земельного участка противоречит Правилам землепользования и застройки город-герой Волгоград.

Данные правила утверждены решением Волгоградской городской Думы 15 сентября 2010 года, которое вступило в законную силу 1 января 2011 года.

Как следует из материалов дела торги по предоставлению земельного участка не проводились.

Данные обстоятельствами подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон в суде.

Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о незаконности решения администрации Волгограда об отказе в предоставлении Кондрашовой М.В. земельного участка, верно указав, что при рассмотрении заявления Кондрашовой М.В. и принятии решения об отказе в его удовлетворении Администрацией применен нормативный акт, не подлежащий применению, поскольку на момент принятия решения администрации Правила землепользования и застройки город-герой Волгоград не вступили в законную силу, в связи с чем, принял правильное решение об удовлетворении решения в указанной части.

При этом судом принято верное решение об отказе в удовлетворении требований о предоставлении спорного земельного участка, поскольку без соблюдения установленного законом порядка, предоставление истцу земельного участка невозможно.

Доводы кассационной жалобы Кондрашовой М.В. относительно необоснованного отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию г. Волгограда обязанности по предоставлению спорного земельного участка являются неубедительными к отмене, поскольку сам по себе факт признания незаконным решения администрации Волгограда от 7 декабря 2010 года об отказе в предоставлении земельного участка не влечет возникновение обязанности по его предоставлению.

Доводы кассационной жалобы администрации г. Волгограда, а также истца Кондрашовой М.В. направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и предоставленных сторонами доказательств, а также сводятся к неправильному толкованию норм права, что в силу ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого постановления суда.

С учетом изложенного Судебная коллегия полагает, что суд правильно определил все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, обжалуемое судебное постановление соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 31 января 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Кондрашовой Марины Владимировны и Администрации г. Волгограда – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: