Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации

Решение

Дата опубликования: 22 апреля 2011 г.

Краснодарский краевой суд

Судья – Руденко В.В. Дело № 33-7560/11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 апреля 2011 года город Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Леганова А.В.

судьей Шелудько В.В., Цехомской Е.В.

по докладу Шелудько В.В.

при секретаре Беспаловой А.А.

слушала в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Соколова Александра Аркадьевича на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 января 2011 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Соколов А.А. обратился в суд с заявлением к военному комиссариату Краснодарского края, Администрации Краснодарского края об оспаривании решений органов государственной власти, в связи с не исполнением ими ФЗ РФ № 76-ФЗ от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих», отказе в постановке в очередь как нуждающегося, не предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что он проходил военную службу с 01.09.1973 г. по 07.02.1994г. Календарная выслуга составляет 20 лет 01 месяц, выслуга в льготном исчислении (служба в районах приравненных к году за 1,5 и 2 года) 25 лет 08 месяцев. Военный комиссариат Краснодарского края отказал ему в помощи для остановки его в очередь как нуждающегося, в оказании юридической помощи, а так же для помощи для предоставления ему жилого помещения. Администрация Краснодарского края отказала ему в постановке в очередь как нуждающегося, а так же в предоставлении ему жилого помещения. В связи с этим имеет место не исполнение ФЗ № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих». Во время службы жильем обеспечен не был. Как считает истец, нарушение его прав состоит в том, что его не ставят на учет, ставят препятствия, оказывают противодействие, с целью не исполнения ФЗ № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих».

Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 января 2011 года в удовлетворении иска Соколову А.А. отказано.

В кассационной жалобе Соколов Александр Аркадьевич просит решение суда отменить, как незаконное.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя военного комиссариата Краснодарского края Бабушкину Н.В., просившую решение суда оставить без изменения, представителя администрации Краснодарского края Никулина Г.В., просившего кассационную жалобу оставить без удовлетворения, проверив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, по следующим основаниям.

На основании ч. 2 ст. 347 ГПК РФ, суд кассационной инстанции, в интересах законности, вправе проверить решение суда в полном объеме.

Из дела видно, что Соколов А.А. проходил военную службу в Министерстве обороны РФ с 01.09.1973 по 07.02.1994г. и уволен со службы приказом Главнокомандующего войсками противовоздушной обороны от 26.11.1993 г. в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В настоящее время Соколов А.А. является офицером, уволенным в запас с 08.02.1994г., что подтверждается удостоверением серия А № 335910 выданным 23.06.1994 г. и военным билетом ГТ № 123895 на имя Соколова А.А. (л.д. 7-9).

Согласно выписки из приказа Главнокомандующего войсками противовоздушной обороны по личному составу № 0980 от 26.11.1993г., Соколов А.А. имеет календарную выслугу лег по военной службе - 20 лег 01 месяц, льготную - 25 лет 08 месяцев. Этим же приказом Соколов А.А. подлежал направлению в Туапсинский ГВК Краснодарского края.

Судом установлено, что служебную квартиру по месту службы в Вооруженных Силах РФ истец сдал в установленном порядке при увольнении. Жильем при увольнении с военной службы органами местного самоуправления не обеспечивался. Проживал в г. Магадане до 04.09.2002 г. и снят с регистрационного учета.

Согласно паспорту серии 44 02 № 120159, выданному УВД г. Магадана 04.09.2002 г., Соколов А.А. с 23.10.2009г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес обезличен> (л.д. 10).

Порядок принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления установлен постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054, согласно которому учет военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, установление очередности на получение жилых помещений, распределения жилья осуществляются на основе принципов гласности и коллегиальности.

Вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.

Общественную комиссию по жилищным вопросам возглавляет заместитель главы муниципального образования. В состав указанной комиссии включаются в обязательном порядке представители территориальных военных комиссариатов.

Согласно ч.1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления, определен Указом Президента РФ от 22.07.2002 № 770 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 30.09.1997 г. № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан», а также Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих».

В редакции до 01.01.2011 года Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих» было определено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

В соответствии с данной нормой закона Правительством Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В подпункте «г» пункта 5 Правил указано, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года.

С 01.01.2011 года, в связи с принятием изменений к Федеральному закону РФ «О статусе военнослужащих» от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ данное положение утратило силу. Изменен и порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года.

Как установлено судом, Соколов А.А., согласно приказу ГК войск ПВО от 26.11.1993 г. № 0986, уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеет продолжительность военной службы более 10 лет в календарном исчислении (л.д. 8).

Из материалов дела видно, что Соколов А.А. в органы местного самоуправления о постановке на очередь в качестве нуждающегося в жилье после увольнения с военной службы не обращался, в установленные сроки (до 01.01.2005 года) документы, установленные федеральным законодательством, являющиеся основанием для признания в качестве нуждающегося в жилом помещении, не предоставил.

На учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления на территории Краснодарского края Соколов А.А не состоит, участником вышеназванной подпрограммы не является.

Обеспечение жильем граждан, вставших на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления после 01.01.2005 г., осуществляется в соответствии Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с положениями ст.52 ЖК РФ, регламентирующими порядок и основания принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч.2) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с положениями ст. 50 ЖК РФ норма предоставления жилой площади устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Порядок принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, граждан, уволенных с военной службы, по избранному постоянному месту жительства определен Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054, а также Жилищным Кодексом РФ в ред. ФЗ от 29.12.2006 г. № 250-ФЗ.

Принятие на учет граждан, уволенных с военной службы, входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Предоставление социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом на приобретение жилья гражданам, уволенным с военной службы, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005 г. в органах местного самоуправления, действующим законодательством не определено.

В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, но вставшими на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальных образованиях до 01.01.2005 г. Таким образом, возможность осуществления гражданином права на получение социальной выплаты на приобретение жилья действующее законодательство связывает не столько с решением гражданина, уволенного с военной службы, вопроса об избрании места жительства после увольнения, сколько нахождением его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в конкретном населенном пункте.

В соответствии с п.1 ст.7 Закона Краснодарского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» от 29.12.2008 г. № 1655-КЗ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина на имя главы местной администрации (главы муниципального образования), подаваемому в уполномоченный орган по учету, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Судом сделан правильный вывод о том, что Соколову А.А. жилье по линии МО РФ не было предоставлено, так как им не представлена справка из военного училища о необеспеченности жильем по линии МО РФ (указанную справку, по его словам он сдал), указанная справка военнослужащим сдается только в случае получения им жилого помещения в виде квартиры (при проживании в общежитии указанная справка остается на руках у военнослужащего). Так же в личном деле истца отсутствует копия удостоверения на право пользования льготами, указанного выше, которое командир воинской части обязан был выдать на руки истцу в случае его необеспеченности жилыми помещениями на момент увольнения.

Таким образом, Соколов А.А. не желал реализовать свои права, гарантированные государством, в обеспечении жилым помещением по избранному постоянному месту жительства за счет средств федерального бюджета.

При таких обстоятельствах судом обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований Соколова А.А.

Решение суда принято с учетом обстоятельств дела, представленных доказательств и требований закона, в связи с чем, оснований к отмене решения суда не усматривается.

Доводы кассационной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.

В этой связи, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего иска, не допущено.

Руководствуясь статьёй 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Соколова Александра Аркадьевича – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: