Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дело: 33-293/2014

Дата опубликования: 10 апреля 2014 г.

Кировский областной суд

Судья Червоткина Ж.А. Дело № 33-293/2014

13 марта 2014 года

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Орлова А.М.,

судей Дубровиной И.Л., Носковой Г.Н.,

при секретаре Савиных Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Чубенко В.И. на решение Котельничского районного суда Кировской области от 25 ноября 2013 года по иску Чубенко В.И. к администрации города Котельнича Кировской области, Управлению имуществом и земельными ресурсами городского округа города Котельнича Кировской области о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставлении земельного участка, которым в удовлетворении исковых требований отказано;

заслушав доклад судьи Кировского областного суда Дубровиной И.Л.,

у с т а н о в и л А:

Чубенко В.И. обратился в суд с иском к администрации города Котельнича Кировской области, Управлению имуществом и земельными ресурсами городского округа города Котельнича Кировской области, в обоснование указал, что является инвалидом 2 группы, 05.08.2013 года обращался в администрацию города Котельнича с просьбой выделить ему земельный участок под индивидуальное жилищное строительство как инвалиду. Управление имуществом и земельными ресурсами города рекомендовало ему 12.08.2013 года обратиться в суд, так как Земельным кодексом РФ не предусмотрено право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства для инвалидов. С учетом последующих уточнений, просил суд обязать администрацию города Котельнича поставить его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как инвалида, обязать ответчиков предоставить ему в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства, в случае отсутствия правовых оснований для получения земельного участка в собственность бесплатно, обязать ответчиков предоставить ему земельный участок для строительства индивидуального жилья в собственность по договору купли-продажи без проведения торгов.

Котельничским районным судом Кировской области 25 ноября 2013 года постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

С решением суда не согласен Чубенко В.И., в апелляционной жалобе указывает, что судом неверно определены обстоятельства дела. Пояснил, что дом, в котором он проживает с семьей, принадлежит жене на праве собственности. Дом находится на затопляемом участке из-за отсутствия ливневой канализации. Считает, что его жилье непригодно для проживания из-за отсутствия инженерных систем. Просит решение отменить, удовлетворить исковые требования.

На заседании суда апелляционной инстанции Чубенко В.И. доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Администрация г. Котельнич, Управление имуществом и земельными ресурсами городского округа г. Котельнича Кировской области, при надлежащем и своевременном извещении о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направили. Управление имуществом и земельными ресурсами ГО г. Котельнича просило рассмотреть жалобу в отсутствие их представителя.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного постановления, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Судом первой инстанции установлено и материалами гражданского дела подтверждено, что Чубенко В.И., являющийся инвалидом 2 группы, проживает в жилом доме по адресу <адрес>, общей площадью 47,3 кв.метров, принадлежащем на праве собственности его супруге ФИО2. По указанному адресу также зарегистрированы его сын ФИО3, супруга ФИО2, а также ФИО5.

Считая занимаемое жилое помещение непригодным для проживания, Чубенко В.И. просил обязать администрацию города Котельнича Кировской области поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как инвалида 2 группы.

Вопросы принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях регулируются положениями ст. 52 ЖК РФ. При этом частью 1 данной статьи предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены ст.51 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

При этом жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 7 указанного Положения решение указанных вопросов возложено на межведомственную комиссию, создаваемую в этих целях органом местного самоуправления, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в названном Положении требованиям.

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судебная коллегия отмечает, что истцом не представлено доказательств признания уполномоченным органом занимаемого им жилого помещения непригодным для проживания, а также доказательств невозможности при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление земельного участка, на котором расположен жилой дом. Исходя из этого, выводы суда об отказе в удовлетворении требований Чубенко В.И. о постановке его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении являются законными и обоснованными.

В связи с обращение Чубенко В.И. в администрацию города Котельнича о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства как инвалиду, Управлением имуществом и земельными ресурсами городского округа города Котельнича Кировской области ему рекомендовано обратиться в суд с исковым заявлением о предоставлении земельного участка в первоочередном порядке, в предоставлении земельного участка отказано.

В соответствии с пунктами "ж" и "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 ст.10 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 28 того же Кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает меры социальной защиты инвалидов.

Статья 17 данного Федерального закона определяет порядок реализации таких мер в сфере обеспечения инвалидов жилой площадью, в том числе, предоставляя инвалидам право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Согласно п. 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, только нуждающиеся в улучшении жилищных условий инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льгот, в том числе по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Из системного анализа приведенных норм закона следует, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.

Льготы инвалидам, которые являлись бы дополнительными по отношению к перечисленным выше, на территории Кировской области не установлены.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса РФ.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ.

Анализ приведенных выше норм права позволяет сделать вывод о законности оспариваемого судебного решения, в том числе, и в части отказа в удовлетворении требовании Чубенко В.И. о предоставлении ему в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке бесплатно либо по договору купли-продажи без проведения торгов.

Таким образом, правовых оснований к отмене решения суда по заявленным исковым требованиям доводы апелляционной жалобы не содержат.

В соответствии с п.1 ст.328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

При этом, в соответствии с положениями п.5 ст.329 ГПК РФ, определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Оставить решение Котельничского районного суда Кировской области от 25 ноября 2013 года без изменения, апелляционную жалобу Чубенко В.И. - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: