Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дата опубликования: 29 августа 2012 г.

Липецкий областной суд

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Титова Н.В. Дело № 33-1762/2012г.

Докладчик Нагайцева Л.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 августа 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Лепехиной Н.В.,

судей Нагайцевой Л.А., Фроловой Е.М.,

при секретаре Бахолдиной Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Димидова А.А. на решение Октябрьского районного суда города Липецка от 21 мая 2012 года, которым постановлено: В иске Димидову А.А. к ГУ МЧС России по Липецкой области, ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконным отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий, включении в списки на получение жилищного сертификата и выдачи государственного жилищного сертификата, обязании поставить на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании участником подпрограммы «Жилище на 2011-2015г.г.», включении в списки на получение государственного жилищного сертификата и выдачи государственного жилищного сертификата отказать.

Заслушав доклад судьи Нагацевой Л.А., судебная коллегия

установила:

Димидов А.А. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Липецкой области о признании незаконным отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий, включении в списки на получение жилищного сертификата и выдаче государственного жилищного сертификата; просил обязать ответчика поставить его на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, признать участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, включить в списки на получение государственного жилищного сертификата и выдать государственный жилищный сертификат. В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что проходил службу в ФГКУ « <данные изъяты>» МЧС России по Липецкой области, уволен по <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ МЧС РФ по Липецкой области с рапортом о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях для включения в списки участников подпрограммы обеспечения государственными жилищными сертификатами. ДД.ММ.ГГГГ года решением жилищной комиссии ему отказано в постановке на учет. Считает отказ незаконным, так как жильем никогда не обеспечивался, проживает в общежитии, представил полный пакет документов, подтверждающих его нуждаемость в жилом помещении. До 2011 года он также обращался с рапортами о постановке на жилищный учет, однако его документов в жилищной комиссии не оказалось. Представители ответчика ГУ МЧС России по Липецкой области иск не признали, ссылаясь на, что право на участие в подпрограмме по обеспечению жильем Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г. имеют сотрудники федеральной противопожарной службы, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Димидов А.А. до 1 марта 2005 года на жилищном учете в ГУ МЧС России по Липецкой области не состоял, не предоставил решение органа местного самоуправления о признании нуждающимся в жилом помещении, поэтому оснований для включения его в список кандидатов на участие в подпрограмме нет. Кроме того, учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных помещениях и жилых помещениях для постоянного проживания, с 01 октября 2011 года осуществляется ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». Представитель ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», привлеченного к участию в деле в качестве соответчика, в судебное заседание не явился. В письменных возражениях иск не признал, ссылаясь на то, что с 1 марта 2005 года по настоящее время выдача государственных жилищных сертификатов осуществляется в отношении тех сотрудников ФПС, которые приняты на учет до указанной даты. После введения в действие Жилищного кодекса РФ уполномоченные территориальные органы вправе ставить сотрудников ФПС МЧС России на учет нуждающихся в получении жилых помещений исключительно на условиях найма служебного жилого помещения. Димидов А.А. на учете до 1 марта 2005года не состоял. С 1 октября 2011года полномочия по жилищному обеспечению указанных сотрудников возложены на ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». Поскольку истец обратился в ГУ МЧС России по Липецкой области 01 декабря 2011 года, решение об отказе в принятии его на учет является законным и обоснованным, так как Управление в этот период не являлось уполномоченным органом в области жилищного обеспечения. В ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» истец с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 год с предоставлением установленного перечня документов не обращался, от ГУ МЧС России по Липецкой области учетное дело истца не поступало.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе истец просит об отмене решения, постановленного с нарушением норм материального права, полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Выслушав объяснения истца Димидова А.А. и его представителя адвоката Ельчаниновой Н.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Главного управления МЧС России по Липецкой области Моторина А.А. и Бородина Э.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив письменные возражения на апелляционную жалобу представителя ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», просившего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства ( в редакции постановлений Правительства РФ от 08.08.2003года № 475, от 14.11.2007г. №778, от 06.10.2011г. №824), которыми установлен единый порядок постановки на учет указанных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 7 данных Правил, одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений является проживание в общежитии и на служебной жилой площади.

Согласно пункту 12 Правил, ведение учета сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению со службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется как отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления, так и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации МЧС России. В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 раздела III Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868 « Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет учет в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Указанный абзац введен Указом Президента РФ от 17 декабря 2010 года в редакции Указа Президента РФ от 30 сентября 2011года №1265.

Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года № 825 установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Согласно пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).

В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.

В силу пункта 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке представленных документов. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

Согласно пункту 22 Правил, основаниями для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются:

а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;

б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Димидов А.А. проходил службу прапорщиком <данные изъяты> содержащейся за счет средств федерального бюджета. Истец уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ по пункту «з» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации ( <данные изъяты>). Выслуга лет в календарном исчислении составила <данные изъяты>

Перед увольнением со службы, ДД.ММ.ГГГГ года, Димидов А.А. обратился с рапортом в ГУ МЧС России по Липецкой области о постановке на очередь для предоставления жилого помещения и выдачи государственного жилищного сертификата (л.д.5).

Из представленных истцом документов следует, что Димидов А.А. проживает по адресу: г. Липецк, улица <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года, занимает койко-место в общежитии ОАО «НЛМК», состав семьи-1 человек (л.д.14,65).

Койко- место в общежитии предоставлено истцу по ходатайству ГУ МЧС России по Липецкой области в связи с отсутствием жилья и сложившимися семейными обстоятельствами (л.д.66).

Выпиской из домовой книги подтверждается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ истец проживал по адресу: г <адрес>. Данная квартира принадлежит бывшей супруге истца Д.Е.И.., брак с которой Димидовым А.А. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.17).

По сведениям Управления Федеральной службы Росреестра по Липецкой области и ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация», в собственности Димидова А.А. частного дома и квартиры не значится (л.д.15-16).

Как следует из протокола заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ, Димидову А.А. отказано в постановке в очередь военнослужащих и сотрудников, признанных нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания. Основанием к отказу послужило то, что истец не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в Главном управлении МЧС России по Липецкой области, а с 1 марта 2005года у федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, отсутствуют правовые основания для постановки сотрудников на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.45-47).

Такое решение нельзя признать правильным, поскольку оно противоречит действующему законодательству.

Исходя из приведенных правовых норм, судебная коллегия считает, что надлежащим органом, в который должен обратиться сотрудник ФПС с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с целью участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", является федеральный орган исполнительной власти, где проходит соответствующая служба. При этом обязательного предварительного приема на учет нуждающихся в получении жилого помещения в органах местного самоуправления законом и правовыми актами не установлено. Доводы ответчиков, что в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы МЧС России решение о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях после введения в действие Жилищного кодекса РФ принимают органы местного самоуправления, судебная коллегия признает несостоятельными, основанными на неправильном толковании действующего законодательства. За органами местного самоуправления сохранилась обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма в отношении тех граждан, в том числе сотрудников ФПС, которые были приняты на учет органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, до внесения изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности», и не были обеспечены жилыми помещениями. К таким лицам Димидов А.А. не относится, что подтверждается справкой Управления по учету и распределению жилья администрации города Липецка (л.д.60). Довод ответчиков, что на основании приказа МЧС России от 25 июля 2011 года № 389 функции уполномоченного органа по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований возложены с 1 октября 2011 года на ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», не может служить основанием к отказу Димидову А.А. в иске, как ошибочно посчитал суд.

Из содержания пункта 11 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС России от 6 августа 2004 года N 372 следует, что Главное управление МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами организует учет военнослужащих, сотрудников ФПС, государственных служащих, работников Главного управления МЧС России и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке.

Данная редакция нормативного акта действовала на момент рассмотрения жилищной комиссией обращения истца, изменения внесены приказом МЧС России от 11 января 2012 года № 2.

Кроме того, в соответствии с пунктами 2.2, 3.1 действовавшего в указанный период Положения о Жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Липецкой области, утвержденного приказом начальника ГУ МЧС России по Липецкой области от 30 ноября 2010 года № 608, к полномочиям жилищной комиссии относится: учет сотрудников ФПС МЧС России по Липецкой области и его подчиненных подразделений, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий); рассмотрение рапортов о постановке на учет военнослужащих и сотрудников ФПС в качестве нуждающихся в жилых помещениях, проверка приложенных документов и подготовка решений по заявлениям; формирование сводного списка граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, для последующего представления в ЦПЦ МЧС России.

Порядок учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, согласно которому осуществление жилищного учета возложено на ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», утвержден приказом МЧС России от 12 января 2012 года № 5.

Исходя из положений указанных нормативных актов, в декабре 2011 года жилищная комиссия ГУ МЧС России по Липецкой области в пределах своей компетенции вправе была рассмотреть обращение сотрудника о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в подпрограмме, что и было сделано, рапорт Димидова А.А. рассмотрен по существу, а не направлен в Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России.

Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что на день обращения Димидова А.А. ГУ МЧС России по Липецкой области не являлось уполномоченным органом по жилищному обеспечению сотрудников ФПС, не соответствует обстоятельствам дела, что привело к принятию неправильного решения.

В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене с постановкой по делу нового решения.

Поскольку Димидов А.А. отвечает требованиям, предусмотренным подпунктом «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, представил в ГУ МЧС России по Липецкой области полный пакет документов, предусмотренных пунктом 19 Правил, подтверждающих его нуждаемость в жилом помещении, сведения о реализации им права на обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета, в материалах дела отсутствуют, у ответчика не было правовых оснований для отказа в признании истца нуждающимся в получении жилья участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

При таких обстоятельствах решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ года судебная коллегия признает незаконным. Датой принятия истца на учет является дата подачи заявления и документов в жилищную комиссию, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку в настоящее время функции по ведению учета сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей, возложены на ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС Росии», судебная коллегия считает необходимым обязать указанное учреждение включить Димидова А.А. в число участников подпрограммы.

Для получения государственного жилищного сертификата гражданин – участник подпрограммы в период 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, должен представить в учреждение или орган, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. На основании указанных заявлений формируется список на планируемый год в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане -участники подпрограммы, был поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Распределение объемов бюджетного финансирования осуществляется на основании утвержденного Правительством РФ графика выпуска и распределения сертификатов, выделенных на реализацию подпрограммы на планируемый год.

В вышеуказанные сроки Димидов А.А. не обращался с заявлением о выделении жилищного сертификата в 2012 году ни в ГУ –МЧС России по Липецкой области, ни в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». Довод истца, что он ежегодно, начиная с 2008 года, обращался в ГУ МЧС России по Липецкой области с рапортами о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с предоставлением полного пакета документов, материалами дела не подтверждается. Доказательств этому обстоятельству истец не представил.

Поскольку принятие на учет является необходимым условием для участия в указанной подпрограмме, но не для немедленного получения жилья, оснований считать нарушенным право истца на выдачу государственного жилищного сертификата в текущем году, а, следовательно, для понуждения уполномоченного органа выдать истцу ГЖС, в настоящее время не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда города Липецка от 21 мая 2012 года отменить и постановить по делу новое решение, которым признать незаконным решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Липецкой области об отказе в постановке Димидова А.А. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Признать Димидова А.А. нуждающимся в получении жилого помещения с 1 декабря 2011года. Обязать ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» включить Димидова А.А. в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, для получения государственного жилищного сертификата. Председательствующий (подписи) Судьи (подписи) Копия верна: Судья: Секретарь: